Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Гриммер, Якоб (GRIMMER, Jacob)


Гриммер, Якоб (GRIMMER, Jacob)
Школы - Голландские художники

гриммер, якоб (grimmer, jacob)

Изображение природы имело давнюю традицию в искусстве Нидерландов. Общеизвестно, какого расцвета достиг пейзаж в голландской живописи 17 века. Этот взлет был подготовлен развитием пейзажного мышления в рамках нидерландского искусства предшествующего столетия, результатом которого явилось рождение пейзажа как самостоятельного жанра. К обширному кругу нидерландских живописцев последней трети 16 века, чье внимание по преимуществу было привлечено к пейзажной теме, принадлежал Якоб Гриммер. Художник работал в Антверпене, ведущем культурном центре страны. Его учителем был известный мастер пейзажа Маттис Кок. Сыновья Якоба - Гиллис и Абель Гриммеры - также стали пейзажистами. Хотя Якоб Гриммер вступил в гильдию живописцев в 1540 году, нам известны лишь произведения, созданные после 1573 года. Живописное наследие художника представляют пейзажи с изображением крестьянских праздников. Как на обширной природной арене, развертывается сцена празднества. Несмотря на обилие маленьких человеческих фигурок, они - всего лишь стаффаж, оживляющий изображение.

Панорамный ландшафт с бескрайним горизонтом доминирует в картине. Он включает разнообразные мотивы национального пейзажа: замок, ветряную мельницу, башню с мостиком у пруда в обрамлении деревьев, - создающие ритмические акценты в горизонтально развивающемся пейзаже. В некоторой декоративной условности колорита, в световых эффектах, склонности к прихотливым очертаниям деревьев сказывается влияние господствовавшего в то время стиля позднего маньеризма, культивировавшего в искусстве изощренную фантазию и эффектность композиционных и цветовых решений. Картины Гриммера несут в себе характерные черты пейзажной живописи своего времени. Это идеальный скомпонованный пейзаж, в котором мотивы, почерпнутые в реальности, подчинены традиционной схеме космического панорамного ландшафта, господствовавшей в нидерландской живописи 16 века. Став самостоятельным жанром, пейзаж не сразу освободился от символико-аллегорических ассоциаций. Не только использование религиозных и мифологических сцен в качестве стаффажа оказывало влияние на характер пейзажного образа, как бы требуя от него быть выдержанным в идеальном стиле. Сама концепция `космического` ландшафта предполагала воплощение в картине целостного образа земного универсума во всем его многообразии, включающем горы и равнины, реки, моря, города, леса и поля. У Якоба Гриммера, как и у его современников (Питера Брейгеля Младшего, Мартина ван Клеве, Гиллиса Мостарта), образ мира все больше обретает черты национального пейзажа, что, бесспорно, явилось шагом вперед на пути к реалистическому, национальному, конкретно-топографическому пейзажу голландской школы 17 века.

Еще заметнее эта тенденция выступает в поздних рисунках художника. Сохранилось значительное число его графических работ (Вена, Австрийская Национальная библиотека). Вместо бескрайних панорам нас встречает в них уютность небольших уголков сельского ландшафта. По мере того как всматриваешься в эти внешне непритязательные картины природы, сильнее проникаешься их лирическим настроением. Простыми средствами перового рисунка передает художник материальную структуру вещей. Но подлинную жизнь и душу этих рисунков составляют легкие акварельные тонировки, примененные с большим совершенством. Сделанные обычно в два-три цвета, они не только способствуют декоративному единству изображения, но замечательно передают прозрачность воздуха, свойственную осени или ранней весне. В отличие от картин, пейзажи в рисунках безлюдны. Законченный характер изображения свидетельствует об исполнении рисунков в мастерской, однако возникающий в некоторых из них далекий вид Антверпена говорит о том, что они передают конкретные места в окрестностях города. Графические работы служили художнику источником мотивов, из которых он компоновал живописные произведения. Творчество Якоба Гриммера отразило тот этап в развитии нидерландского пейзажа, когда от облика природы необычной, условно-поэтичной художники обращаются к ее повседневному обличью, различая в нем свое эмоциональное содержание. Напрасно было бы искать в его произведениях глубокие, оригинальные размышления о природе - дарование художника не обладало такой силой. Индивидуальный талант Гриммера привлекательнее, чем в живописи, раскрывался в рисунке, и в лучших своих произведениях он создал образы, над обаянием которых не властно время.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Шарль Франсуа Добиньи

News image

Добиньи, Шарль-Франсуа (Daubigny, Charles Fran?ois, 15.02.1817 г., Париж – 19

Степан Семенович Щукин

News image

Генеральная линия развития „официального портрета большого стиля достойно была представлена в конце столетия произведениями Степана Семеновича Щуки...

Кес Ван Донген

News image

Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Нарсис Виржиль Диаз

News image

Диаз, Диас де ла Пенья (фр. Diaz de la Peña, Narcisse Virgile) Нарсис Виржиль (20.08.1808 г

Художники Италии:

News image

Брамантино (Бартоломео Суарди)(1465-1530)

Итальянский художник и архитектор. В Милане, где царил Леонардо, Брамантино создал яркий, острый стиль, хотя и страдавший иногда недостатками в передаче перспективы и неточностью изображения архитектурных эл...

News image

Джованни Баттиста Лутери Досси (1489-1542)

Доссо Досси и Баттиста Досси (точнее: Джованни и Баттиста де Лутери или де Костантино) — феррарские живописцы, происходившие из Мантуанской области или из Тр...

News image

Доменико Беккафуми (1484-1551)

Итальянский живописец. Наиболее выдающийся представитель школы сиенского маньеризма, хотя стиль ранних произведений отражает знание работ мастеров кватроченто из Си...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация