Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Гриммер, Якоб (GRIMMER, Jacob)


Гриммер, Якоб (GRIMMER, Jacob)
Школы - Голландские художники

гриммер, якоб (grimmer, jacob)

Изображение природы имело давнюю традицию в искусстве Нидерландов. Общеизвестно, какого расцвета достиг пейзаж в голландской живописи 17 века. Этот взлет был подготовлен развитием пейзажного мышления в рамках нидерландского искусства предшествующего столетия, результатом которого явилось рождение пейзажа как самостоятельного жанра. К обширному кругу нидерландских живописцев последней трети 16 века, чье внимание по преимуществу было привлечено к пейзажной теме, принадлежал Якоб Гриммер. Художник работал в Антверпене, ведущем культурном центре страны. Его учителем был известный мастер пейзажа Маттис Кок. Сыновья Якоба - Гиллис и Абель Гриммеры - также стали пейзажистами. Хотя Якоб Гриммер вступил в гильдию живописцев в 1540 году, нам известны лишь произведения, созданные после 1573 года. Живописное наследие художника представляют пейзажи с изображением крестьянских праздников. Как на обширной природной арене, развертывается сцена празднества. Несмотря на обилие маленьких человеческих фигурок, они - всего лишь стаффаж, оживляющий изображение.

Панорамный ландшафт с бескрайним горизонтом доминирует в картине. Он включает разнообразные мотивы национального пейзажа: замок, ветряную мельницу, башню с мостиком у пруда в обрамлении деревьев, - создающие ритмические акценты в горизонтально развивающемся пейзаже. В некоторой декоративной условности колорита, в световых эффектах, склонности к прихотливым очертаниям деревьев сказывается влияние господствовавшего в то время стиля позднего маньеризма, культивировавшего в искусстве изощренную фантазию и эффектность композиционных и цветовых решений. Картины Гриммера несут в себе характерные черты пейзажной живописи своего времени. Это идеальный скомпонованный пейзаж, в котором мотивы, почерпнутые в реальности, подчинены традиционной схеме космического панорамного ландшафта, господствовавшей в нидерландской живописи 16 века. Став самостоятельным жанром, пейзаж не сразу освободился от символико-аллегорических ассоциаций. Не только использование религиозных и мифологических сцен в качестве стаффажа оказывало влияние на характер пейзажного образа, как бы требуя от него быть выдержанным в идеальном стиле. Сама концепция `космического` ландшафта предполагала воплощение в картине целостного образа земного универсума во всем его многообразии, включающем горы и равнины, реки, моря, города, леса и поля. У Якоба Гриммера, как и у его современников (Питера Брейгеля Младшего, Мартина ван Клеве, Гиллиса Мостарта), образ мира все больше обретает черты национального пейзажа, что, бесспорно, явилось шагом вперед на пути к реалистическому, национальному, конкретно-топографическому пейзажу голландской школы 17 века.

Еще заметнее эта тенденция выступает в поздних рисунках художника. Сохранилось значительное число его графических работ (Вена, Австрийская Национальная библиотека). Вместо бескрайних панорам нас встречает в них уютность небольших уголков сельского ландшафта. По мере того как всматриваешься в эти внешне непритязательные картины природы, сильнее проникаешься их лирическим настроением. Простыми средствами перового рисунка передает художник материальную структуру вещей. Но подлинную жизнь и душу этих рисунков составляют легкие акварельные тонировки, примененные с большим совершенством. Сделанные обычно в два-три цвета, они не только способствуют декоративному единству изображения, но замечательно передают прозрачность воздуха, свойственную осени или ранней весне. В отличие от картин, пейзажи в рисунках безлюдны. Законченный характер изображения свидетельствует об исполнении рисунков в мастерской, однако возникающий в некоторых из них далекий вид Антверпена говорит о том, что они передают конкретные места в окрестностях города. Графические работы служили художнику источником мотивов, из которых он компоновал живописные произведения. Творчество Якоба Гриммера отразило тот этап в развитии нидерландского пейзажа, когда от облика природы необычной, условно-поэтичной художники обращаются к ее повседневному обличью, различая в нем свое эмоциональное содержание. Напрасно было бы искать в его произведениях глубокие, оригинальные размышления о природе - дарование художника не обладало такой силой. Индивидуальный талант Гриммера привлекательнее, чем в живописи, раскрывался в рисунке, и в лучших своих произведениях он создал образы, над обаянием которых не властно время.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Анри Бельшоз

News image

Анри Бельшоз, также как и Мельхиор Брудерлам, в алтарных картинах стремился к жизненности фигур, правильному построению пространства, реалистической...

Абрахам Босс

News image

Абрахам Босс (фр. Abraham Bosse; 1604, Тур, 1 февраля (или 14 февраля) 1676, Париж) — французский гравёр, мастер офорта.

Бальтюс

News image

БАЛЬТЮС (Balthus), настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар

Влияние западно-европейской культуры

News image

Важным стимулом к развитию портрета было установление контактов с западно­европейской культурой, в основном осуществляющихся при посредничестве Поль...

Художники Италии:

News image

Микеланджело Меризи де Караваджо (1573–1610)

Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в ...

News image

Гвидо ди Грациано (XIII век)

Гвидо ди Грациано не был художником-новатором, как Коппо ди Марковальдо или Гвидо да Сиена, он был их современником и мастером, так сказать, «второго ряда», однако достаточно добротным для того, чтобы по...

News image

Франческо Хайес (1791-1882)

Хайес (Hayez, Francesco) Франческо (1791, Венеция, - 1882, Милан), итальянский живописец, представитель романтизма, работавший главным образом в Ми...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация