Русская гравюра в середине XIX века |
Школы - Русские и советские |
Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Константин Карлович Клодт в 1835 году вышел в отставку и всю дальнейшую жизнь посвятил преподаванию искусства ксилографии в петербургской Академии художеств. К 70-м годам прошлого века относится его сотрудничество с молодым тогда рисовальщиком и живописцем Н. Каразиным. Как самостоятельная область искусства гравюра в России многим обязана выдающемуся педагогу В. Матэ. Вышедшие из его мастерской А. Остроумова-Лебедева, И. Павлов, В. Фалилеев, И. Шиллинговский посвятили себя созданию оригинальных произведений, стали использовать цвет. Классическая черно-белая гравюра с появлением цветной претерпевает заметную эволюцию. Техника исполнения меняет характер, язык выражения становится более простым и в то же время условным. Преобладающее значение получает пятно. Линейно-штриховой метод с введением пятна становится излишним. Спокойное, повествовательное развитие действия в сюжетных картинах первой половины XIX века уступало место новому содержанию и новой форме. Происходили изменения в жанрах портрета и пейзажа. Замысел и композиционное решение стали более острыми и динамичными. Показателен цикл работ А. Остроумовой-Лебедевой Старый Петербург , где выразительность формы доведена до высокого совершенства благодаря широкому диапазону соотношений черных и белых пятен. Пространство становится условным, изображение - плоским. Пятна распределяются ритмически, получают законченные очертания. Это обогащает гравюру орнаментально-декоративным содержанием. Появляется и новый материал - линолеум, который способствует развитию лаконичного языка. В освоении этого материала пальма первенства принадлежит А. Остроумовой-Лебедевой и И. Павлову. |
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Пьер-Нарсис Герен![]() ГЕРЕН ПЬЕР НАРСИС (13.05.1774 г. - 6 |
Карл Верне![]() Карл (Антуан Шарль Орас) Верне ( фр. Karl Vernet, 14.08.1758 г |
Русский портрет в 1760—1780-х годах![]() В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, учени... |
Павел Андреевич Федотов![]() Если у других непортретистов (Венецианов, Иванов) портрет обычно совпадал с основной линией их искусства, то в критическом, драматическом, а к концу... |
Художники Италии:
![]() Донато Браманте (1444-1514)Браманте (Bramante) [собственно Паскуччо д'Антонио (Pascuccio d'Antonio)] Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, - 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Во... |
![]() Коррадо Джакуинто (1703-1765)Итальянский живописец неаполитанской школы. Биограф художника К. де Доменичи сообщает, что он обучался в мастерской Н. М... |
![]() Джузеппе Арчимбольди (1527-1593)Итальянский живописец периода ма... |