Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Халс, Дирк (HALS, Dirck)


Халс, Дирк (HALS, Dirck)
Школы - Голландские художники

халс, дирк (hals, dirck)

Халс, Дирк (Dirck Hals) (крещён 19 марта 1591 г., Харлем – 17 мая 1656 г., Харлем) – голландский живописец и график фламандского происхождения, прославившийся жизнерадостными жанровыми композициями.

Дирк Халс – сын фламандского суконщика Franchoijs Халса (родом из Мехелена, или Малина) и Адриантген ван Гертенрейк. Родители Дирка и его старших братьев, также живописцев, – Франса и Йоста – эмигрировали из Антверпена в Харлем между 1585 и 1591 гг., спасаясь от религиозных гонений со стороны испанских властей. Предполагают, что первые уроки живописи Дирк получил от Франса. Определённые общие черты присутствуют в творчестве обоих, но всё же главное влияние на стиль Дирка оказало искусство Виллема Бёйтевеха и Эсайаса ван де Вельде. Возможно, что учителем Дирка был и Абрахам Блумарт. Как и старший брат, Дирк состоял в городском ополчении св. Георгия (в 1618–1624 гг.) и, опять же подобно Франсу, – в харлемском «Риторическом обществе» (в 1618–1624 и в 1640 гг.). В начале 1620-х гг. (возможно, ранее) Дирк женился на Агните Янс, которая родила ему семерых детей. Старший из них, Антониус, появившийся на свет в 1621 г., стал, как и отец, жанровым живописцем, а также портретистом. До того как стать мастером, Дирк, вероятно, ассистировал другим художникам. Это подтверждают записи судебного дела: его друг, гравёр Ян ван де Вельде, свидетельствовал о том, что коллега Халса не выплатил последнему причитающейся ему суммы. С 1627 г. художник – член харлемской гильдии Св. Луки, в которой состоял до конца своих дней. В этот период его искусство уже получило определённое признание. С конца 1620-х гг. до 1634 г. Дирк много работал в соавторстве с живописцем архитектуры Дирком ван Деленом, в композиции которого вписывал фигуры; также отмечено подобное сотрудничество Халса с коллегой ван Делена Бартоломеусом ван Бассеном. В то время прибыльным дополнительным заработком для художников была торговля произведениями искусства. В 1634 (совместно с гравёром Корнелисом ван Киттенстейном) и 1635 (совместно с мастером натюрмортов Franchois Elout) гг. Дирк организовал два аукциона, на которых, помимо собственных работ и картин старшего брата, выставил полотна Саломона ван Рёйсдала, Яна ван Гойена и Юдит Лейстер. Кроме того, художник поддерживал связи с амстердамским торговцем картинами и живописцем Питером Янсом ван ден Босхом, получая доходы с аукционов, которые тот устраивал. В 1641–1643 и в 1648–1649 гг. (и скорее всего в период между этими датами) Халс проживал в Лейдене. На это время приходятся неприятные события, связанные с конфискацией имущества художника за неуплату ренты. Судя по всему, Дирк часто сталкивался с финансовыми затруднениями. За исключением лейденской поры Халс постоянно жил и умер в родном Харлеме. Голландская жанровая живопись в творчестве таких живописцев, как Антонис Паламедес-Стевартс, Якоб Дюк, Питер Кодде, Питер Поттер, Питер Янс Кваст и др., пошла по руслу, в которое её направил Дирк Халс. Из учеников Халса особенно прославилась Юдит Лейстер; не исключено, что Ян Стен тоже был его учеником.

Основная часть произведений художника датирована 1619–1654 гг. В его творчестве случались и портреты, но главной темой его работ (преимущественно небольших по формату) было изображение весёлых компаний, сцен из быта зажиточных бюргеров, военных и артистов – танцев, занятий музыкой, попоек, игр и всякого рода развлечений в караульных, тавернах и увеселительных домах. Действие происходит в интерьере, в саду или на природе, напоминающей буколический пейзаж или театральный задник. Типичными образцами являются «Домашний концерт» и «Весёлое общество в таверне», датированные соответственно 1623 и 1626 гг. – временем расцвета творчества художника. В этих и во многих других произведениях интерьер проработан мало, всё внимание автора сосредоточено на фигурах, расположенных фронтально, в неглубоком пространственном слое, на переднем плане картины. Художник стремится к выразительности и естественности в компоновке персонажей, в передаче их мимики, поз, модных одежд. Халс любит многофигурные, но компактные группы; композиции из одной-двух фигур появляются у него лишь в последний период деятельности. Он не стремится к выявлению индивидуальности человека. Лица, улыбки, жесты, манера выражения чувств его героев объединяет повышенный тонус мироощущения, жизнерадостность. Весёлый пёстрый колорит, беспокойные блики света, частый пульс композиционного ритма, изобретательность в применении натуралистичных деталей точно передают беззаботное, суматошное, праздничное настроение. Автор явно симпатизирует весёлым героям, но при всей внешней легкомысленности и беззаботности этих картин они всё же не лишены определённых моральных установок: они предостерегают против чрезмерного погружения в чувственные удовольствия и генетически связаны с морализаторскими картинами, изображающими беспутную жизнь блудного сына и погрязший в грехе человеческий род перед потопом. В произведениях Дирка присутствуют символы, которые легко расшифровывались современной ему аудиторией: например, карты в картине «Дети, играющие в карты», символизируют моральную распущенность.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Александр Андреевич Иванов

News image

Для Александра Андреевича Иванова (1806—1858) портрет никогда не становился главной творческой задачей. За редкими исключениями („Автопортрет, „Порт...

Анри-Эдмоном Кросс

News image

В пейзажах Анри Эдмона Кросса и его друзей Поля Синьяка, Сёра и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах...

Рауль Дюфи

News image

Рауль Дюфи (Raoul Dufy, 03.06.1877 г., Гавра – 23

Луи Мишель Ванлоо

News image

Дени Дидро, первый представитель когорты художественных критиков, взлелеянной XIX и XX вв., находился в расцвете творческих сил, когда его портрет к...

Художники Италии:

News image

Пьетро да Кортона (1596-1669)

Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и ар...

News image

Мазолино да Паникале (1383-1447)

Томмазо ди Кристофоро Фини, по прозванию Маэолино, сын маляра, — флорентинский живописец, родился в местечке Паникале в 1383 г., умер в 1447 г. (?...

News image

Витторе Гисланди (1655-1743)

Витторе Гисланди (итал. Vittore Giuseppe Ghislandi, прозванный фра (брат) Гальгарио, итал. fra Galgario, 1655, Сан Леонардо, близ Бергамо — 1743, Бергамо) — итальянский живописец эпохи рококо, в основном известный своими по...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация