Халс, Дирк (HALS, Dirck) |
Школы - Голландские художники |
Халс, Дирк (Dirck Hals) (крещён 19 марта 1591 г., Харлем – 17 мая 1656 г., Харлем) – голландский живописец и график фламандского происхождения, прославившийся жизнерадостными жанровыми композициями. Дирк Халс – сын фламандского суконщика Franchoijs Халса (родом из Мехелена, или Малина) и Адриантген ван Гертенрейк. Родители Дирка и его старших братьев, также живописцев, – Франса и Йоста – эмигрировали из Антверпена в Харлем между 1585 и 1591 гг., спасаясь от религиозных гонений со стороны испанских властей. Предполагают, что первые уроки живописи Дирк получил от Франса. Определённые общие черты присутствуют в творчестве обоих, но всё же главное влияние на стиль Дирка оказало искусство Виллема Бёйтевеха и Эсайаса ван де Вельде. Возможно, что учителем Дирка был и Абрахам Блумарт. Как и старший брат, Дирк состоял в городском ополчении св. Георгия (в 1618–1624 гг.) и, опять же подобно Франсу, – в харлемском «Риторическом обществе» (в 1618–1624 и в 1640 гг.). В начале 1620-х гг. (возможно, ранее) Дирк женился на Агните Янс, которая родила ему семерых детей. Старший из них, Антониус, появившийся на свет в 1621 г., стал, как и отец, жанровым живописцем, а также портретистом. До того как стать мастером, Дирк, вероятно, ассистировал другим художникам. Это подтверждают записи судебного дела: его друг, гравёр Ян ван де Вельде, свидетельствовал о том, что коллега Халса не выплатил последнему причитающейся ему суммы. С 1627 г. художник – член харлемской гильдии Св. Луки, в которой состоял до конца своих дней. В этот период его искусство уже получило определённое признание. С конца 1620-х гг. до 1634 г. Дирк много работал в соавторстве с живописцем архитектуры Дирком ван Деленом, в композиции которого вписывал фигуры; также отмечено подобное сотрудничество Халса с коллегой ван Делена Бартоломеусом ван Бассеном. В то время прибыльным дополнительным заработком для художников была торговля произведениями искусства. В 1634 (совместно с гравёром Корнелисом ван Киттенстейном) и 1635 (совместно с мастером натюрмортов Franchois Elout) гг. Дирк организовал два аукциона, на которых, помимо собственных работ и картин старшего брата, выставил полотна Саломона ван Рёйсдала, Яна ван Гойена и Юдит Лейстер. Кроме того, художник поддерживал связи с амстердамским торговцем картинами и живописцем Питером Янсом ван ден Босхом, получая доходы с аукционов, которые тот устраивал. В 1641–1643 и в 1648–1649 гг. (и скорее всего в период между этими датами) Халс проживал в Лейдене. На это время приходятся неприятные события, связанные с конфискацией имущества художника за неуплату ренты. Судя по всему, Дирк часто сталкивался с финансовыми затруднениями. За исключением лейденской поры Халс постоянно жил и умер в родном Харлеме. Голландская жанровая живопись в творчестве таких живописцев, как Антонис Паламедес-Стевартс, Якоб Дюк, Питер Кодде, Питер Поттер, Питер Янс Кваст и др., пошла по руслу, в которое её направил Дирк Халс. Из учеников Халса особенно прославилась Юдит Лейстер; не исключено, что Ян Стен тоже был его учеником. Основная часть произведений художника датирована 1619–1654 гг. В его творчестве случались и портреты, но главной темой его работ (преимущественно небольших по формату) было изображение весёлых компаний, сцен из быта зажиточных бюргеров, военных и артистов – танцев, занятий музыкой, попоек, игр и всякого рода развлечений в караульных, тавернах и увеселительных домах. Действие происходит в интерьере, в саду или на природе, напоминающей буколический пейзаж или театральный задник. Типичными образцами являются «Домашний концерт» и «Весёлое общество в таверне», датированные соответственно 1623 и 1626 гг. – временем расцвета творчества художника. В этих и во многих других произведениях интерьер проработан мало, всё внимание автора сосредоточено на фигурах, расположенных фронтально, в неглубоком пространственном слое, на переднем плане картины. Художник стремится к выразительности и естественности в компоновке персонажей, в передаче их мимики, поз, модных одежд. Халс любит многофигурные, но компактные группы; композиции из одной-двух фигур появляются у него лишь в последний период деятельности. Он не стремится к выявлению индивидуальности человека. Лица, улыбки, жесты, манера выражения чувств его героев объединяет повышенный тонус мироощущения, жизнерадостность. Весёлый пёстрый колорит, беспокойные блики света, частый пульс композиционного ритма, изобретательность в применении натуралистичных деталей точно передают беззаботное, суматошное, праздничное настроение. Автор явно симпатизирует весёлым героям, но при всей внешней легкомысленности и беззаботности этих картин они всё же не лишены определённых моральных установок: они предостерегают против чрезмерного погружения в чувственные удовольствия и генетически связаны с морализаторскими картинами, изображающими беспутную жизнь блудного сына и погрязший в грехе человеческий род перед потопом. В произведениях Дирка присутствуют символы, которые легко расшифровывались современной ему аудиторией: например, карты в картине «Дети, играющие в карты», символизируют моральную распущенность.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Луи-Габриель-Эжен Изабе![]() Луи-Габриель-Эжен Изабе (фр. Isabey,1804-1888 гг.), живописец, сын и ученик Жана-Батиста Изабе. |
Рауль Дюфи![]() Рауль Дюфи (Raoul Dufy, 03.06.1877 г., Гавра – 23 |
Жан Кузен![]() Жан Кузен (Cousin; около 1500 г. — около 1589 г.) — исторический живописец, скульптор, гравёр и резчик по дереву, один из родоначальников французско... |
Бальтюс![]() БАЛЬТЮС (Balthus), настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар |
Художники Италии:
![]() Андреа дель Сарто (1486-1530)Андреа дель Сарто родился приблизительно в 1486 году во Флоренции, в семье портного. Собственно, настоящая фамилия его была д'Аньоло, однако уже довольно давно повелось называть его «дель Сарто», по ремеслу ег... |
![]() Аньоло Гадди (1350-1396)Сколько чести и пользы приносит превосходство в каком-либо из благородных искусств, ясно видно на примере добродетели и рачительности Таддео Гадди, который, добыв рвением и трудами своими не только доброе имя, но... |
![]() Аннибале Карраччи (1560-1609)Ученик своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних пр... |