Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Халс, Дирк (HALS, Dirck)


Халс, Дирк (HALS, Dirck)
Школы - Голландские художники

халс, дирк (hals, dirck)

Халс, Дирк (Dirck Hals) (крещён 19 марта 1591 г., Харлем – 17 мая 1656 г., Харлем) – голландский живописец и график фламандского происхождения, прославившийся жизнерадостными жанровыми композициями.

Дирк Халс – сын фламандского суконщика Franchoijs Халса (родом из Мехелена, или Малина) и Адриантген ван Гертенрейк. Родители Дирка и его старших братьев, также живописцев, – Франса и Йоста – эмигрировали из Антверпена в Харлем между 1585 и 1591 гг., спасаясь от религиозных гонений со стороны испанских властей. Предполагают, что первые уроки живописи Дирк получил от Франса. Определённые общие черты присутствуют в творчестве обоих, но всё же главное влияние на стиль Дирка оказало искусство Виллема Бёйтевеха и Эсайаса ван де Вельде. Возможно, что учителем Дирка был и Абрахам Блумарт. Как и старший брат, Дирк состоял в городском ополчении св. Георгия (в 1618–1624 гг.) и, опять же подобно Франсу, – в харлемском «Риторическом обществе» (в 1618–1624 и в 1640 гг.). В начале 1620-х гг. (возможно, ранее) Дирк женился на Агните Янс, которая родила ему семерых детей. Старший из них, Антониус, появившийся на свет в 1621 г., стал, как и отец, жанровым живописцем, а также портретистом. До того как стать мастером, Дирк, вероятно, ассистировал другим художникам. Это подтверждают записи судебного дела: его друг, гравёр Ян ван де Вельде, свидетельствовал о том, что коллега Халса не выплатил последнему причитающейся ему суммы. С 1627 г. художник – член харлемской гильдии Св. Луки, в которой состоял до конца своих дней. В этот период его искусство уже получило определённое признание. С конца 1620-х гг. до 1634 г. Дирк много работал в соавторстве с живописцем архитектуры Дирком ван Деленом, в композиции которого вписывал фигуры; также отмечено подобное сотрудничество Халса с коллегой ван Делена Бартоломеусом ван Бассеном. В то время прибыльным дополнительным заработком для художников была торговля произведениями искусства. В 1634 (совместно с гравёром Корнелисом ван Киттенстейном) и 1635 (совместно с мастером натюрмортов Franchois Elout) гг. Дирк организовал два аукциона, на которых, помимо собственных работ и картин старшего брата, выставил полотна Саломона ван Рёйсдала, Яна ван Гойена и Юдит Лейстер. Кроме того, художник поддерживал связи с амстердамским торговцем картинами и живописцем Питером Янсом ван ден Босхом, получая доходы с аукционов, которые тот устраивал. В 1641–1643 и в 1648–1649 гг. (и скорее всего в период между этими датами) Халс проживал в Лейдене. На это время приходятся неприятные события, связанные с конфискацией имущества художника за неуплату ренты. Судя по всему, Дирк часто сталкивался с финансовыми затруднениями. За исключением лейденской поры Халс постоянно жил и умер в родном Харлеме. Голландская жанровая живопись в творчестве таких живописцев, как Антонис Паламедес-Стевартс, Якоб Дюк, Питер Кодде, Питер Поттер, Питер Янс Кваст и др., пошла по руслу, в которое её направил Дирк Халс. Из учеников Халса особенно прославилась Юдит Лейстер; не исключено, что Ян Стен тоже был его учеником.

Основная часть произведений художника датирована 1619–1654 гг. В его творчестве случались и портреты, но главной темой его работ (преимущественно небольших по формату) было изображение весёлых компаний, сцен из быта зажиточных бюргеров, военных и артистов – танцев, занятий музыкой, попоек, игр и всякого рода развлечений в караульных, тавернах и увеселительных домах. Действие происходит в интерьере, в саду или на природе, напоминающей буколический пейзаж или театральный задник. Типичными образцами являются «Домашний концерт» и «Весёлое общество в таверне», датированные соответственно 1623 и 1626 гг. – временем расцвета творчества художника. В этих и во многих других произведениях интерьер проработан мало, всё внимание автора сосредоточено на фигурах, расположенных фронтально, в неглубоком пространственном слое, на переднем плане картины. Художник стремится к выразительности и естественности в компоновке персонажей, в передаче их мимики, поз, модных одежд. Халс любит многофигурные, но компактные группы; композиции из одной-двух фигур появляются у него лишь в последний период деятельности. Он не стремится к выявлению индивидуальности человека. Лица, улыбки, жесты, манера выражения чувств его героев объединяет повышенный тонус мироощущения, жизнерадостность. Весёлый пёстрый колорит, беспокойные блики света, частый пульс композиционного ритма, изобретательность в применении натуралистичных деталей точно передают беззаботное, суматошное, праздничное настроение. Автор явно симпатизирует весёлым героям, но при всей внешней легкомысленности и беззаботности этих картин они всё же не лишены определённых моральных установок: они предостерегают против чрезмерного погружения в чувственные удовольствия и генетически связаны с морализаторскими картинами, изображающими беспутную жизнь блудного сына и погрязший в грехе человеческий род перед потопом. В произведениях Дирка присутствуют символы, которые легко расшифровывались современной ему аудиторией: например, карты в картине «Дети, играющие в карты», символизируют моральную распущенность.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Марсель Дюшан

News image

ДЮШАН, МАРСЕЛЬ (Duchamp, Marcel) (1887–1968), французский художник, крупнейший представитель дадаизма и сюрреализма и один из величайших новаторов в...

Карл Верне

News image

Карл (Антуан Шарль Орас) Верне ( фр. Karl Vernet, 14.08.1758 г

Элизабет Луиз Виже-Лебрён

News image

Мари Элизабет Луиза Виже-Лебрен (фр. Élisabeth-Louise Vigée-Le Brun, урождённая Виже, Лебрен по мужу; 16 апреля 1755, Париж — 30 марта 1842, там же)...

Эдуар Вюйар

News image

Вюйар, Жан Эдуар (Vuillard, Jean Édouard, 11.11.1868 г., Кюизо , департамент Сона и Луара – 21

Художники Италии:

News image

Пьетро Ротари (1707-1762)

Учился сначала у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Солимена в Не...

News image

Пьетро Каваллини (1245/50 - ок. 1330)

Рим в течение многих веков был уже лишен не только хорошей словесности и военной славы, но даже и всех наук и искусств, когда родился там по воле божьей Пьетро Каваллини, в ...

News image

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Итальянская художница, рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фи...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация