Бальтюс |
Школы - Русская портретная живопись |
БАЛЬТЮС (Balthus), настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар (Klossowski de Rola, Balthazar, 1908 г., Париж — 2001 г., Ла Россиньер, Швейцария) - французский живописец. Родившись в артистической семье (отец — историк искусства, мать — живописец), с детства был знаком с такими известными художниками, как Боннар, Руссель, Дерен. Специального образования не получил, овладевал мастерством путем копирования картин в Лувре. Его любимыми художниками были Пуссен, Пьеро делла Франческа, Сезанн. В юношеские годы увлекся дальневосточным искусством, особенно — китайским пейзажем. Его ранние, еще детские опыты получили одобрение Р. М. Рильке, который опубликовал в 1921 году альбом рисунков начинающего художника со своим предисловием. В 1930-е года уже сложилась индивидуальная манера Бальтюса и определился его тематический репертуар: сценки на улице и в интерьере (Улица, 1933—1935 гг., Нью-Йорк, Музей современного искусства; Окно, 1933, Блумингтон, Художественный музей университета Индианы), портреты и пейзажи. Человеческие фигуры в портретах, как и в жанровых картинах, написаны в реалистической манере, но отличаются странной застылостью (Андре Дерен, 1936 г.; Миро с дочерью Долорес, 1937—1938 гг.; обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Эта особенность в дальнейшем усиливается, придавая бытовым сюжетам характер зачарованной реальности. В картине Гора (1935—1937 гг., Нью-Йорк, музей Метрополитен) с почти фотографической точностью передана местность в швейцарских Альпах, но поднявшиеся на гору подростки словно пребывают во власти колдовских, гипнотических чар. Композиция пронизана смутными аллегорическими намеками, характерными для символизма. Мальчик и девочка в картине Дети (1937 г., Париж, музей Орсе) замерли в странных позах, словно нахлынувшие мечтания вдруг отключили их от окружающей жизни. В 1930-е Бальтюс сблизился с некоторыми представителями сюрреализма — с Миро, Джакометти, с реформатором театра Антоненом Арто. Его искусство иногда связывают с этим направлением. Однако он не разделял сюрреалистической программы, и более точно его творчество определяется такими понятиями, как магический реализм или фантастический реализм . С 1940-х ведущей темой в творчестве Бальтюса становятся образы подростков, особенно девочек и юных девушек, едва переступивших черту половой зрелости. Художник пишет их в состоянии полузабытья — в мечтаниях, дреме, за рассеянным чтением книги. Их позы с поджатыми или раскинутыми ногами, склоненными головами и разметавшимися руками дышат бессознательной эротикой (Салон, 1941—1943 гг., Миннеаполис, Институт искусств; Счастливые дни, 1944—1949 гг., Вашингтон, Музей Хиршхорн; Комната, 1952—1954 гг., частное собрание; Сон I, 1955—1956 гг., частное собрание). Символические мотивы кошки, зеркала, ворона, мотылька усиливают ощущение колдовской таинственности картин, посвященных пробуждающейся женственности (Мотылек, 1959—1960 гг., Париж, Нац. музей современного искусства; Кошка перед зеркалом, 1977—1980 гг., частное собрание). С 1961 года по 1977 год Бальтюс был директором Французской академии живописи и скульптуры в Риме, на вилле Медичи. В его живописи этого времени усиливается влияние классических образцов, особенно Пьеро делла Франчески. Монументально обобщенные фигуры располагаются в неглубоком пространстве, на ровном фоне, светлые краски имитируют колорит фрески (три версии композиции Три сестры, 1960—1965 гг.; 1964—1965 гг.; 1966 г.; все — частные собрания). В начатой ранее серии Игры в карты (тема воспринята от живописи караваджистов) персонажи в костюмах разных эпох словно состязаются в перетягивании нити жизненной судьбы (Игроки в карты, 1968—1973 гг., Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена). Многократные деловые поездки в Японию, где художник нашел спутницу жизни, усилили его интерес к дальневосточной культуре — религии, философии, литературе, изобразительному искусству. Ориентализм Бальтюса проявился в таких полотнах, как Турецкая комната (1963—1966 гг., Париж, Национальный музей современного искусства), в диптихе Японка перед черным зеркалом и Японка у красного столика (1967—1976 гг., Нью-Йорк, галерея Пьера Матисса). Выполненные ранее горные пейзажи также следуют канонам дальневосточной живописи (Итальянский пейзаж, 1951 г., частное собрание; Большой пейзаж с деревом, 1960 г., Париж, Национальный музей современного искусства). Органичное соединение западноевропейской и восточной традиций определило своеобразие искусства Бальтюса. Он известен и как сценограф, оформивший несколько театральных спектаклей: пьесу Антонена Арто Ченчи (1944 г.), оперу Моцарта Так поступают все на фестивале в Экс-ан-Провансе, спектакль Жана Луи Барро Состояние осады по Чуме Альбера Камю (1948 г.). Барон Анри Шарль Антуан
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Дедре-Дорси Пьер Жозеф![]() ДЕДРЕ-ДОРСИ Пьер Жозеф (Франция, 1789 г., Париж – 1874 г., Париж) - замечательный французский художник. |
Арман Гийомен![]() ГИЙОМЕН Жан-Батист Арман (1841-1927). Французский художник, представитель импрессионизма. |
Русская портретная живопись XVII - начала XIX века![]() ...В телесных видах сокрываются тончайшие качества душевные |
Шарль-Теофил Ангран (1854-1926)![]() Французский художник, представитель неоимпрессионизма. |
Художники Италии:
![]() Алессо Бальдовинетти (1425-1499)Итальянский живописец, мозаичист и создатель витражей эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Ученик Доменико Венециано и учитель Ги... |
![]() Джорджоне (1478–1510)Венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 15... |
![]() Франческо Гварди (1712–1793)Итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле ро... |