Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image

Бальтюс
Школы - Русская портретная живопись

бальтюс

БАЛЬТЮС (Balthus),

настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар

(Klossowski de Rola, Balthazar, 1908 г., Париж — 2001 г., Ла Россиньер, Швейцария) - французский живописец.

Родившись в артистической семье (отец — историк искусства, мать — живописец), с детства был знаком с такими известными художниками, как Боннар, Руссель, Дерен. Специального образования не получил, овладевал мастерством путем копирования картин в Лувре. Его любимыми художниками были Пуссен, Пьеро делла Франческа, Сезанн. В юношеские годы увлекся дальневосточным искусством, особенно — китайским пейзажем. Его ранние, еще детские опыты получили одобрение Р. М. Рильке, который опубликовал в 1921 году альбом рисунков начинающего художника со своим предисловием.

В 1930-е года уже сложилась индивидуальная манера Бальтюса и определился его тематический репертуар: сценки на улице и в интерьере (Улица, 1933—1935 гг., Нью-Йорк, Музей современного искусства; Окно, 1933, Блумингтон, Художественный музей университета Индианы), портреты и пейзажи. Человеческие фигуры в портретах, как и в жанровых картинах, написаны в реалистической манере, но отличаются странной застылостью (Андре Дерен, 1936 г.; Миро с дочерью Долорес, 1937—1938 гг.; обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Эта особенность в дальнейшем усиливается, придавая бытовым сюжетам характер зачарованной реальности. В картине Гора (1935—1937 гг., Нью-Йорк, музей Метрополитен) с почти фотографической точностью передана местность в швейцарских Альпах, но поднявшиеся на гору подростки словно пребывают во власти колдовских, гипнотических чар. Композиция пронизана смутными аллегорическими намеками, характерными для символизма. Мальчик и девочка в картине Дети (1937 г., Париж, музей Орсе) замерли в странных позах, словно нахлынувшие мечтания вдруг отключили их от окружающей жизни.

В 1930-е Бальтюс сблизился с некоторыми представителями сюрреализма — с Миро, Джакометти, с реформатором театра Антоненом Арто. Его искусство иногда связывают с этим направлением. Однако он не разделял сюрреалистической программы, и более точно его творчество определяется такими понятиями, как магический реализм или фантастический реализм .

С 1940-х ведущей темой в творчестве Бальтюса становятся образы подростков, особенно девочек и юных девушек, едва переступивших черту половой зрелости. Художник пишет их в состоянии полузабытья — в мечтаниях, дреме, за рассеянным чтением книги. Их позы с поджатыми или раскинутыми ногами, склоненными головами и разметавшимися руками дышат бессознательной эротикой (Салон, 1941—1943 гг., Миннеаполис, Институт искусств; Счастливые дни, 1944—1949 гг., Вашингтон, Музей Хиршхорн; Комната, 1952—1954 гг., частное собрание; Сон I, 1955—1956 гг., частное собрание). Символические мотивы кошки, зеркала, ворона, мотылька усиливают ощущение колдовской таинственности картин, посвященных пробуждающейся женственности (Мотылек, 1959—1960 гг., Париж, Нац. музей современного искусства; Кошка перед зеркалом, 1977—1980 гг., частное собрание).

С 1961 года по 1977 год Бальтюс был директором Французской академии живописи и скульптуры в Риме, на вилле Медичи. В его живописи этого времени усиливается влияние классических образцов, особенно Пьеро делла Франчески. Монументально обобщенные фигуры располагаются в неглубоком пространстве, на ровном фоне, светлые краски имитируют колорит фрески (три версии композиции Три сестры, 1960—1965 гг.; 1964—1965 гг.; 1966 г.; все — частные собрания). В начатой ранее серии Игры в карты (тема воспринята от живописи караваджистов) персонажи в костюмах разных эпох словно состязаются в перетягивании нити жизненной судьбы (Игроки в карты, 1968—1973 гг., Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена).

Многократные деловые поездки в Японию, где художник нашел спутницу жизни, усилили его интерес к дальневосточной культуре — религии, философии, литературе, изобразительному искусству. Ориентализм Бальтюса проявился в таких полотнах, как Турецкая комната (1963—1966 гг., Париж, Национальный музей современного искусства), в диптихе Японка перед черным зеркалом и Японка у красного столика (1967—1976 гг., Нью-Йорк, галерея Пьера Матисса). Выполненные ранее горные пейзажи также следуют канонам дальневосточной живописи (Итальянский пейзаж, 1951 г., частное собрание; Большой пейзаж с деревом, 1960 г., Париж, Национальный музей современного искусства). Органичное соединение западноевропейской и восточной традиций определило своеобразие искусства Бальтюса.

Он известен и как сценограф, оформивший несколько театральных спектаклей: пьесу Антонена Арто Ченчи (1944 г.), оперу Моцарта Так поступают все на фестивале в Экс-ан-Провансе, спектакль Жана Луи Барро Состояние осады по Чуме Альбера Камю (1948 г.).

Барон Анри Шарль Антуан

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Дедре-Дорси Пьер Жозеф

News image

ДЕДРЕ-ДОРСИ Пьер Жозеф (Франция, 1789 г., Париж – 1874 г., Париж) - замечательный французский художник.

Арман Гийомен

News image

ГИЙОМЕН Жан-Батист Арман (1841-1927). Французский художник, представитель импрессионизма.

Русская портретная живопись XVII - начала XIX века

News image

...В телесных видах сокрываются тончайшие качества душевные

Шарль-Теофил Ангран (1854-1926)

News image

Французский художник, представитель неоимпрессионизма.

Художники Италии:

News image

Алессо Бальдовинетти (1425-1499)

Итальянский живописец, мозаичист и создатель витражей эпохи раннего Возрождения, представитель флорентийской школы. Ученик Доменико Венециано и учитель Ги...

News image

Джорджоне (1478–1510)

Венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 15...

News image

Франческо Гварди (1712–1793)

Итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле ро...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Авторизация