Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Альбрехт Дюрер - Гений Северного Возрождения


Гений Северного Возрождения
Художники - Альбрехт Дюрер

гений северного возрождения

Расцвет Северного Возрождения совпадает с эпохой Дюрера. Соединив идеи Ренессанса, усвоенные им во время путешествий по Италии, с традициями средневековой германской культуры, Дюрер стал родоначальником самобытнейшего искусства.

Альбрехт Дюрер родился в Нюрнберге 21 мая 1471 года в многодетной семье (третьим из восемнадцати детей). Его отец, Альбрехт Дюрер-старший, венгр по национальности, был золотых дел мастером. Поначалу отец старался увлечь ювелирным искусством и Альбрехта, но, заметив рано проявившийся у сына артистический талант, в 1486 году, скрепя сердце (он долго надеялся, что из Альбрехта все-таки выйдет хороший ювелир), разрешил ему поступить в ученики к местному художнику Михаэлю Вольгемуту. В мастерской Вольгемута юноша освоил не только основы живописи. Его наставник считался неплохим книжным иллюстратором, и у него Альбрехт научился технике гравюры на дереве. Именно такие гравюры использовались в то время в качестве иллюстраций.

Обучение Дюрера закончилось около 1490 года. Тем же годом датируется самая ранняя из дошедших до нас его картин, написанных маслом, - портрет отца. Следующее четырехлетие молодой художник путешествовал по Германии и соседним с ней странам. Подобные путешествия традиционно предпринимали в то время многие начинающие живописцы. Познакомившись в них с чужой жизнью, набравшись впечатлений, они по возвращении открывали собственные мастерские. Маршрут первой поездки Дюрера по Европе в точности восстановить невозможно, но некоторые его точки нам хорошо известны.

Так, в начале 1492 года Дюрер останавливался в Кольмаре (ныне французский, этот город в XV веке принадлежал Германии). Сюда он прибыл в надежде увидеться со знаменитым живописцем и графиком Мартином Шонгауэром, однако их встреча не состоялась. Шонгауэр умер за год до этого. Познакомившись с одним из братьев Шонгауэра, Дюрер принял его приглашение посетить Базель, где тот имел ювелирную мастерскую. В Базеле художник прожил больше года. Это был один из крупнейших книгопечатных центров Европы, и Дюрер не упустил возможности познакомиться с работой местных книжных иллюстраторов.

Ближе к концу 1493 года он перебрался в Страсбург. Там Дюрер получил письмо от отца с просьбой вернуться домой. В отсутствие сына отец договорился об его браке. Такие заочные браки заключались тогда довольно часто. К лету 1494 года художник вновь увидел родной Нюрнберг, а уже 7 июля обвенчался с Агнессой Фрей, дочерью преуспевающего медника. Брак оказался не слишком счастливым, но, тем не менее, продлился до самой смерти Дюрера. Детей у них не было.

Один из друзей Дюрера описывал Агнессу как сварливую, строптивую и жадную особу , однако другие жалели ее, считая, что в семье она была обделена теплом и супружеской лаской. Впрочем, поначалу все, похоже, шло хорошо - в пользу этого говорит нежный портрет Агнессы, написанный Дюрером в 1495 году ( Моя Агнесса ). Но то, что семью создали два совершенно разных человека, не вызывает сомнений. Дюрер чувствовал себя уютно в просвещенном кругу. Среди самых близких его друзей мы найдем, например, крупнейшего немецкого гуманиста Виллибальда Пиркхеймера, переводчика с латинского и греческого и обладателя самой большой частной библиотеки в Германии. Агнессу же нисколько не интересовали ни литература, на математика, ни классическая мифология. По мере того, как росла известность Дюрера, пути супругов все дальше расходились.

Осенью 1494 года Дюрер, оставив молодую жену, отправился в Италию. Главной целью его визита была Венеция. Венецию часто посещали немецкие купцы, и, скорее всего, художник добирался туда с одним из торговых караванов. Кроме Венеции, он ненадолго останавливался в Мантуе, Падуе и, возможно, в Павии (в университете Павии учился друг художника, Виллибальд Пирккхеймер).

Возвратившись через полгода в Нюрнберг, Дюрер быстро приобрел популярность. Первый серьезный успех принесли ему его гравюры на дереве и на меди. Гравюры распространялись во множестве копий, и вскоре имя Дюрера стало известным не только во всей Германии, но и за рубежом. Особенно удалась ему серия из 15-ти гравюр Апокалипсис (1498), созданная на сюжеты Апокалипсиса Иоанна Богослова . Помимо библейских тем, художник часто обращался и к классической мифологии. Среди картин Дюрера, написанных им в этот период, следует упомянуть Портрет Фридриха Мудрого, курфюрста Саксонского (1496). Фридрих навсегда остался верным почитателем таланта художника, заказав ему, по меньшей мере, еще семь работ.

Летом 1505 года Дюрер вновь посетил Италию, и вновь один, без жены. На этот раз в Венецию приехал не безвестный юноша, а знаменитый мастер. Его с почетом принял Джованни Беллини, о котором Дюрер писал, что это очень старый (Беллини было тогда около 75 лет), но по-прежнему лучший из итальянских художников . Здесь, в Венеции, для немецкой церкви Сан-Бартоломео Дюрер написал величественный алтарный образ Праздник четок .

В феврале 1507 года он вернулся на родину. Слава его росла. В 1509 году Дюрер купил большой дом (знак его материального достатка). Этот дом сохранился до наших дней, и теперь в нем располагается музей Дюрера. В феврале 1512 года в Нюрнберг заехал император Священной Римской империи Максимилиан I. К его появлению художник написал портреты Карла Великого и Сигизмунда, предшественников Максимилиана на императорском троне. Эти портреты восхитили Максимилиана, и император тут же сделал художнику несколько личных заказов. Сам постоянно нуждаясь в деньгах и не в силах оплатить выполнение работы, Максимилиан в 1515 году своей властью обязал город Нюрнберг назначить Дюреру солидную ежегодную пенсию из местного бюджета.

Внешняя канва жизни художника довольно благополучна. И вместе с тем Дюрера вряд ли можно назвать счастливым человеком. Ему пришлось перенести несколько тяжелых ударов судьбы. Он много страдал в 1502 году, когда хоронил своего отца; еще больше опечалила его смерть матери в 1514 году (к тому времени из 17-ти его братьев и сестер в живых оставались лишь двое). Она очень боялась смерти, - писал художник о кончине матери, - и умирала в страшных муках... Я видел, как Смерть нанесла два решающих удара по ее сердцу, и как искривился ее рот от предсмертной боли . Вынесенные испытания обострили его религиозное чувство. Начиналась великая Реформация, Мартин Лютер уже задал свои вопросы католицизму. Дюрер симпатизировал Лютеру, но при этом был сторонником терпимости и примирения, а не теологических войн.

В 1519 году умер император Максимилиан I, и Нюрнберг тут же отказался выплачивать Дюреру его ежегодную пенсию. В следующем году художник отправился в путешествие, надеясь в личной встрече с новым императором Карлом V восстановить справедливость. В Ахене он присутствовал на коронации Карла V, потом посетил Нидерланды, где плодотворно общался с местной художественной элитой. Дюреровскую пенсию возобновили . В конце поездки Дюрер сильно заболел (скорее всего, малярией), и эта болезнь, то отступая, то возвращаясь, не отпускала его до самой смерти.

В последние годы жизни художник большую часть своего времени проводил за письменным столом. Ему нужно было завершить несколько важнейших теоретических работ. Ими стали Руководство к измерению циркулем и линейкой (1525), Руководство по укреплению городов, замков и крепостей (1527) и Четыре книги о пропорциях человеческого тела (1528). 6 апреля 1528 года Дюрер тихо скончался в родном Нюрнберге.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Луи-Габриель-Эжен Изабе

News image

Луи-Габриель-Эжен Изабе (фр. Isabey,1804-1888 гг.), живописец, сын и ученик Жана-Батиста Изабе.

Жюль Дюпре

News image

Жюль Дюпре (фр. Dupre, 05.04.1811 г

Ас Женевьева

News image

Женевьева АС (фр. Genevieve Asse, 1923 г., Ванн, Морбиан) – французская художница

Симон Вуэ

News image

Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции).

Художники Италии:

News image

Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501)

Франческо ди Джорджо, сиенец, который был превосходным скульптором и архитектором, сделал двух бронзовых ангелов на главном алтаре собора родного города, вылитых поистине прекрасно и затем отчищенных им самим с наивозможнейшей тщ...

News image

Франческо дель Косса (1436-1477)

КОССА, ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ (Cossa, Francesco del) (1436–1478), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель феррарской шк...

News image

Джованни Баттиста Нальдини (1537-1591)

Из школы Понтормо и Бронзино вышел и Баттиста Нальдини (Battista Naldini),  который после смерти Понтормо, проведя некоторое время в Риме, где он ревностно изучал свое искусство, многое для себя приобрел и ...

Русская школа

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация