Развитие гравюры в России |
Школы - Русские и советские |
Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в последней четверти XIX века. До этого перевод рисунков на медные, цинковые или деревянные доски служил лишь распространению произведений художников-живописцев. Появление собственно гравюры относится к XII столетию. Тогда еще не было печатного станка, оттиски изготовляли ручным способом. Они до нас не дошли. Остались лишь письменные упоминания о некогда существовавших печатных рисунках. Первоначально в этой технике воспроизводились прежде всего уникальные творения живописи, из-за высокой цены недоступные населению. Это были портреты и картины известных мастеров того времени. Создавались также иллюстрации к сатирическим произведениям и игральные карты. С подобными гравюрами вышли Книга о восьми плутовствах , Басня о больном льве , Жалоба против смерти , Тяжба со смертью . Появляются и иллюстрированные издания научного характера, например, Разные виды городов , Хиромантия и Первая космография Птолемея . В конце XV века в странах Западной Европы гравюра обретает значение подлинного вида искусства. Рисунки на досках выполняют такие знаменитые мастера живописи, как Дюрер, Гольбейн, Кранах. Мастера-ремесленники принимают участие лишь в самом процессе их изготовления. В России гравирование на дереве возникло в одно время с книгопечатанием - во второй половине XVI века. По царскому повелению в Москве в 1564 году Иван Федоров выпустил книгу Апостол ; в виде приложения к ней появилась первая гравюра, изображавшая евангелиста Луку. Гравюра достигает расцвета с развитием книжного дела. Лучшие мастера книжного дела и граверы переезжают в Москву после воссоединения Украины с Россией. Среди произведений той поры следует упомянуть Антиминс , вырезанный на оловянной доске казначеем Знаменского монастыря Иосифом в 1676 году, и работы на дереве к Апокалипсису иерея Прокопия. В числе первых московских граверов, работавших в Оружейной палате Московского Кремля, встречаются имена Афанасия Трухменского и его ученика Василия Андреева, Леонтия Бунина и знаменитого царского изографа - Симона Ушакова, братьев Алексея и Ивана Зубовых.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Черты русского портрета![]() Несмотря на положение ученика, русский портрет с первых своих „европейских шагов сразу обрел национальные черты — серьезность в отношении к человек... |
Кес Ван Донген![]() Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист. |
Жан-Батист Викар![]() Викар Жан-Батист-Жозеф (Jean-Baptiste-Joseph Wicar, 1762 г. - 1834 г.) - французский живописец. |
Анри Арпиньи![]() Анри Жозеф Арпиньи (фр. Henri Joseph Harpignies; 28.06.1819 г |
Художники Италии:
![]() Франческо ди Ваннуччо (работал в 1356—1389)Франческо ди Ваннуччо (итал. Francesco di Vannuccio; работал в 1356—1389 годах в Сиене) — итальянский художник, сиенская шк... |
![]() Гауденцио Феррари (1475-1546)Феррари, Гауденцио (Ferrari) — итальянский живописец; род. около 1475 г. в Вальдеджии (в пьемонтских Альпах), умер в Милане в 1546 г.... |
![]() Маттео ди Джованни (1430-1495)Маттео ди Джованни принадлежит к художникам широко известным, и имевшим успех при жизни, но затем надолго за... |