Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Эдуар Вюйар
Школы - Русская портретная живопись

эдуар вюйар

Вюйар, Жан Эдуар (Vuillard, Jean Édouard, 11.11.1868 г., Кюизо , департамент Сона и Луара – 21.06.1940 г., Ла-Боле, департамент Луара), французский художник, представитель символизма и модерна.

Родился в Кюизо (департамент Сона и Луара) 11 ноября 1868 года. Родился Эдуар Вюйар в маленьком городке Кюизо, в предгорьях Юры, недалеко от швейцарской границы. Отец его, Оноре Вюйар, был капитаном морской пехоты, но когда-то изучал живопись в Париже. Он умер, когда Эдуару исполнилось уже двадцать лет. Но с самого детства Эдуар оказался, главным образом, под влиянием женщин - матери, бабушки и старшей сестры. Его старший брат Александр выбрал военную карьеру, и рано покинул дом. А Эдуар остался в семье, и вместе с ней переехал в Париж. Эдуар жил с матерью до 60 лет, до самой ее смерти. Она была портнихой и немного модисткой, и потому с ранних лет Эдуара окружал мир тканей и нарядов. Это ему нравилось. Он был тихим, симпатичным человеком, но иногда его переполняли эмоции, которые требовали творческого выхода, поэтому он предпочел военную карьеру искусству.

В лицее Кондорсе, где однокашниками Эдуара были Морис Дени и Кер-Ксавье Руссель (в будущем также живописец и муж старшей сестры Вюйяра), он утвердился в своем желании стать художником. Он поступает сначала в художественное училище, где встречает Пьера Боннара, а затем в парижскую академию Жюлиан. С 1886 года учился в Школе изящных искусств и академии Р. Жюльена в Париже. Совместно с М. Дени и К. Русселем основал группу «Наби» (1892 г.), сотрудничал в символистском журнале «Ревю бланш». Подолгу жил в Нормандии и Бретани.

Сначала писал в манере, близкой к голландцам 17 века и Ж. Б. С. Шардену («Стакан воды и лимон», 1888–1890гг., частное собрание, Париж), со временем включая в картины все больше элементов импрессионизма. Испытал большое влияние П.Гогена, А.Тулуз-Лотрека и японской гравюры.

Сначала он писал только интерьеры, потом стал вводить в них женщин. Постепенно его картины становились все больше и больше, и наконец выросли до размеров панно. Одновременно Вюйяр работал над портретами представителей преуспевающих французских буржуа, что давало ему средства к существованию. Все это время его творчество оставалось в достаточной степени фигуративным, но иногда он был уже на грани абстракции.

Он много путешествовал, изучал искусство в разных городах Европы - Венеции, Флоренции, Милане, Лондоне. Ездил в Испанию. Но больше всего любил проводить лето среди неброских пейзажей Нормандии и Бретани.

Искусство Вюйара, варьировавшее узкий круг тем, привлекательно свежей непосредственностью восприятия повседневной жизни, тонкой эмоциональностью, цветовой и ритмической выразительностью силуэтов, изысканной гармонией матовых, как бы вибрирующих красок преимущественно родственных друг другу переходных оттенков.

Как и другие набисты Вюйар уже в начале 80-х годов XIX века был связан с окружением журнала символистов и новаторов в поэзии, театре и искусстве La Revue Blanche , который редактировали выходцы из Польши братья Натансон. Мися Годебска, жена младшего из них, Тадеуша, стала музой Вюйара и героиней многих его картин. В 90-е годы Вюйяр оформляет интерьеры и создает панно, на которых изображает сады и парки. Серия «Сады» 1894 г., созданная для декорации гостиной Александра Натансона, становится поворотным моментом в его творчестве. Вийару удается с помощью специальной клейкой краски создать эффект матовости, напоминающий фреску. В это время он интенсивно работает и над театральными декорациями.

Вюйара часто причисляют к неким интимистам . Собственно, кроме него, наверно, никаких интимистов и не было, но создается впечатление, что он основал целое направление в искусстве. На самом деле, это не так, просто его картины, даже, если это пейзажи, представляют собой ограниченные обжитые пространства, наполненные каким-то особым французским уютом. Это не тапочки у кровати, а нечто на грани образа и чувства, о чем по-русски и сказать видимо нельзя. Что-то подобное было у раннего Дени, но он от этого отказался в пользу классицизма, и Вюйар после 1900 года, когда группа Наби распалась, ушел от своих новаций в чистый импрессионизм, но в 80-е и 90-е годы позапрошлого века, он, наверно, как никто другой был близок к абстракции. Наиболее типичные его символистские вещи (1890-х годов) решены в духе «интимизма»: это интерьерные сцены с фигурами, составляющими нерасторжимое красочное единство с фоном; нарочитая смутность персонажей усиливает таинственное обаяние этих образов. Предпочитал мягкие приглушенные тональности, часто вводя драматические вкрапления более темных и черного цветов. Охотно обращался к пастели. Излюбленной его темой, помимо интерьера, были сады.

Увлеченно работал также в сфере настенной живописи, высветляя колорит и превращая композиции в «ковровые» красочные арабески (Сад Тюильри, панно для дома А.Натансона, 1894, ныне в музее Орсе, Париж; панно в фойе театра Елисейских полей, 1913; росписи в Пале-Шайо, 1937, а вне Парижа – в женевском здании Лиги наций, 1939). Выступал как сценограф (в частности, сотрудничал в конце 1910 – начале 1920-х годов с антрепризой С.П.Дягилева). Среди его характерных станковых произведений – В постели (1891, Национальный музей современного искусства, Париж), В комнате (1893, Эрмитаж, Санкт-Петербург), цикл Сады Парижа (1894, Национальный музей современного искусства, Париж, и другие собрания), Супружеская жизнь (ок. 1900, частное собрание, Париж), Дамы Натансон за вышиванием на веранде (1913, музей Орсе, Париж).

После Первой мировой войны в его творчестве доминируют, главным образом, женские портреты - это дамы света. Его работы спокойны и солидны. Всего он создал более 3000 картин.

Умер Эдуар Вюйар в Бретани, перед самой Второй мировой войной 21 июня 1940 года.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Кес Ван Донген

News image

Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Жан Арп

News image

Жан Арп (фр. Jean Arp, 16 сентября 1887г., Страсбург – 7 июня 1966 г., Базель), также Арп Ханс, французский художник и скульптор, один из основополо...

1730—1740 годы

News image

Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р...

Жюль Бретон

News image

БРЕТОН, ЖЮЛЬ АДОЛЬФ ЭМЭ ЛУИ (Breton, Jules Adolphe Aime Louis) (1827–1906), французский живописец, один из основоположников пленэрной живописи.

Художники Италии:

News image

Джованни Баттиста Тьеполо (1696–1770)

Венецианский живописец, рисовальщик и гравер, родился в Венеции в марте 1696. Учился у Грегорио Ла...

News image

Джованни Ланфранко (1582-1647)

Джованни Ланфранко (итал. Giovanni Lanfranco) (26 января 1582, Парма — 30 ноября 1647, Рим) — итальянский художник и выдающийся представитель фресковой живописи высокого ба...

News image

Андреа дель Поццо (1642-1709)

Андреа дель Поццо (1642-1709) — итальянский живописец и архитектор. Представитель ба...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация