Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image

Кес Ван Донген
Школы - Русская портретная живопись

кес ван донген

Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Родился 26 января 1877 в Делфсхавене (Южная Голландия) в семье пивовара. Занимался в роттердамской Академии художеств (1892–1897). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». В 1899 обосновался в Париже, примкнув позднее к кружку авангардистов, сформировавшемуся в студии «Bateau-Lavoir». Сотрудничал с парижскими сатирическими журналами («Асьет дю бэр» и др.) и символистским «Ревю бланш». Принял участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне (1905). Был (с 1908) одним из иностранных участников дрезденского объединения «Мост». Завоевал известность картинами, посвященными «современной женщине», погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений.

Наиболее значительны ранние полотна («Красная танцовщица», «Дама в черных перчатках»), где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами. Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе в России. Художник часто обращался к мотивам мюзик-холла и цирка; а кроме того, писал яркие и красочные портреты. С 1910-х годов он делил время между Парижем и Лазурным берегом. В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился – он превратился в своего рода «авангардный салон» или усредненный вариант «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика («Танго с архангелом»). Не раз выступал Донген как иллюстратор книг (в том числе эпопеи М. Пруста «В поисках утраченного времени», 1947).

Посещал Школу изящных искусств в Роттердаме в 1894-1895, затем работал как иллюстратор в одном местном журнале. В Париже занимался разными мелкими ремеслами, работал также карикатуристом в нескольких газетах. Его картины были впервые показаны в Салоне 1904. В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он писал как обнаженные фигуры, так и портреты.

В Эрмитаже имеется несколько работ ван Донгена, среди которых «Женщина в черной шляпе» является наиболее удачной. Это своеобразный портрет, модель которого не известна. Есть только непроверенные предположения, что он изображает одну из актрис мюзик-холла. В портрете угадывается и внешнее сходство, и характер, но вместе с тем в нем есть и много типического. Картина не датирована, но по ее живописным качествам можно предположить, что она написана в самом начале века, в разгар фовистских увлечений художника. Колористический строй произведения очень сложен. В картине много черного, но, несмотря на это, она не темна и не мрачна, а наоборот, производит яркое, красочное впечатление. Черному цвету противопоставлен очень светлый, лишь слегка нюансированный тон фона, густеющий синими и сиреневыми оттенками в верхней части картины. Соединение черного с зеленым дает красивый, празднично нарядный эффект. Наиболее акцентируемый по яркости центр картины – лицо дамы. Оно все состоит из ярких цветовых пятен и рефлексов – синяя тень от шляпы соседствует на лбу с желтым пятном света. На левой освещенной щеке синие рефлексы как бы переходят в красивый сиренево-розовый блик. На правой щеке лежит прозрачная тень, подчеркнутая ярким светящимся зеленоватым бликом – световым рефлексом зеленой шали. Сделавшись одним из самых популярных портретистов, ван Донген всегда оставался верен жизненной правде и своей живописной манере, основанной на фовистических принципах.

Умер Кес ван Донген в 1968 году.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Ван Гог, Винсент Виллем

News image

Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890 гг.) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист.

Портрет в первой половине XIX века

News image

Богатство чувств у романтика Кипренского, нравственная чистота у Венецианова, мягкая сердечность у Тропинина определили высокое этическое значение п...

Эжен Делакруа

News image

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 26 апреля 1798 года — 13 августа 1863 года) — французский живописец и график....

Мари Бракемон

News image

Мари Бракемон (фр. Marie Bracquemond, 1 декабря 1840, Аржентан, Орн - 17 января 1916, Севр) - французская художница, принадлежавшая к кругу импресси...

Художники Италии:

News image

Федерико Бароччи (1535-1612)

Итальянский живописец. Ученик Баттиста Франко и урбинского живописца и архитектора Джироламо Дж...

News image

Джироламо ди Бенвенуто (1470-1524)

Джироламо ди Бенвенуто был сыном другого известного сиенского художника Бенвенуто ди Джованни. Естественно, что азам искусств он обучился под чутким присмотром отца, и в дальнейшем участвовал во многих престижных проектах ег...

News image

Орланди Деодато (1284-1332)

Деодато Орланди как художник сформировался в Лукке, но много работал в Пизе. Общепризнанной считается точка зрения, что его обучение и формирование происходило в мастерской Берлингьери, которая очень активно работала в То...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация