Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Кес Ван Донген
Школы - Русская портретная живопись

кес ван донген

Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Родился 26 января 1877 в Делфсхавене (Южная Голландия) в семье пивовара. Занимался в роттердамской Академии художеств (1892–1897). Зарабатывал на жизнь, публикуя ироничные, порой эпатажные зарисовки местного порта, злачных мест и притонов в местных газетах «Груне» и «Роттердам ньювсблад». В 1899 обосновался в Париже, примкнув позднее к кружку авангардистов, сформировавшемуся в студии «Bateau-Lavoir». Сотрудничал с парижскими сатирическими журналами («Асьет дю бэр» и др.) и символистским «Ревю бланш». Принял участие в знаменитой выставке фовистов в Осеннем салоне (1905). Был (с 1908) одним из иностранных участников дрезденского объединения «Мост». Завоевал известность картинами, посвященными «современной женщине», погруженной в мир домашней неги, моды и развлечений.

Наиболее значительны ранние полотна («Красная танцовщица», «Дама в черных перчатках»), где обобщенные фигуры, лица натурщиц и дам полусвета намечены броскими цветовыми акцентами и ритмами. Эти работы впечатляют не столько «эпатажностью», сколько мощным живописным новаторством, имевшим большой резонанс в искусстве Европы, в том числе в России. Художник часто обращался к мотивам мюзик-холла и цирка; а кроме того, писал яркие и красочные портреты. С 1910-х годов он делил время между Парижем и Лазурным берегом. В межвоенный период стиль ван Донгена значительно изменился – он превратился в своего рода «авангардный салон» или усредненный вариант «ар деко», где доминировали большие заказные портреты или символические картины, полные великосветского, иной раз почти китчевого шика («Танго с архангелом»). Не раз выступал Донген как иллюстратор книг (в том числе эпопеи М. Пруста «В поисках утраченного времени», 1947).

Посещал Школу изящных искусств в Роттердаме в 1894-1895, затем работал как иллюстратор в одном местном журнале. В Париже занимался разными мелкими ремеслами, работал также карикатуристом в нескольких газетах. Его картины были впервые показаны в Салоне 1904. В годы предшествующие Первой мировой войне, возникли картины ван Донгена, написанные с неистовым темпераментом. Женская модель была его излюбленной темой: он писал как обнаженные фигуры, так и портреты.

В Эрмитаже имеется несколько работ ван Донгена, среди которых «Женщина в черной шляпе» является наиболее удачной. Это своеобразный портрет, модель которого не известна. Есть только непроверенные предположения, что он изображает одну из актрис мюзик-холла. В портрете угадывается и внешнее сходство, и характер, но вместе с тем в нем есть и много типического. Картина не датирована, но по ее живописным качествам можно предположить, что она написана в самом начале века, в разгар фовистских увлечений художника. Колористический строй произведения очень сложен. В картине много черного, но, несмотря на это, она не темна и не мрачна, а наоборот, производит яркое, красочное впечатление. Черному цвету противопоставлен очень светлый, лишь слегка нюансированный тон фона, густеющий синими и сиреневыми оттенками в верхней части картины. Соединение черного с зеленым дает красивый, празднично нарядный эффект. Наиболее акцентируемый по яркости центр картины – лицо дамы. Оно все состоит из ярких цветовых пятен и рефлексов – синяя тень от шляпы соседствует на лбу с желтым пятном света. На левой освещенной щеке синие рефлексы как бы переходят в красивый сиренево-розовый блик. На правой щеке лежит прозрачная тень, подчеркнутая ярким светящимся зеленоватым бликом – световым рефлексом зеленой шали. Сделавшись одним из самых популярных портретистов, ван Донген всегда оставался верен жизненной правде и своей живописной манере, основанной на фовистических принципах.

Умер Кес ван Донген в 1968 году.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жюль Дюпре

News image

Жюль Дюпре (фр. Dupre, 05.04.1811 г

Поль (Ипполит) Деларош

News image

Поль Деларош (Delaroche) (1797-1856) - знаменитый французский исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем Поль его звали в семейс...

Анри Арпиньи

News image

Анри Жозеф Арпиньи (фр. Henri Joseph Harpignies; 28.06.1819 г

Робер Делоне

News image

ДЕЛОНЕ, РОБЕР (Delaunay, Robert) (1885–1941), французский художник, создатель стиля «орфизм».

Художники Италии:

News image

Никколо ди Бонаккорсо (работал 1356-1388)

Никколо ди Бонаккорсо, или Никколо ди Буонакорси (итал. Niccolo di Buonaccorso, согласно документам работал в Сиене 1372—1388 годах, по другим свидетельствам с 1348 по 1388 г.) — итальянский художник, сиенская шк...

News image

Франческо ди Ваннуччо (работал в 1356—1389)

Франческо ди Ваннуччо (итал. Francesco di Vannuccio; работал в 1356—1389 годах в Сиене) — итальянский художник, сиенская шк...

News image

Джованни Франческо Гверчино (Барбьери) (1591-1666)

Итальянский художник эпохи барокко, родился в Ченто близ Болоньи 8 февраля 1591. Его настоящее имя – Джованни Франческо Ба...

программа нтв на сегодня

Русская школа

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация