Портреты второй половины XVII века |
Школы - Русская портретная живопись |
Во второй половине столетия изменения во всей духовной атмосфере Руси нарастают. Расшатываются казавшиеся незыблемыми устои представлений о месте человека в божьем мире, усиливается ощущение изменчивости жизни, ее событийной и пространственной насыщенности, активизируется энергия человека. Меняется окраска и художественной культуры — в нее начинают проникать светские жанры, темы, даже новые виды искусств и литературы. Развивается процесс, который называют обмирщением культуры. Западная политика Руси, воссоединение с Украиной, сложные отношения с Польшей усиливают контакты с западными славянами. С 1664 года воспитателем детей Алексея Михайловича становится ученый и поэт Симеон Полоцкий, в далеком Тобольске Юрий Крижанич сочиняет свою удивительную „Политику , проникнутую прогрессивными идеями и высокими представлениями о роли Руси для славянского мира. Возникает театр — придворный и школьный, появляются драматические произведения, где авторы уделяют внимание „движениям, позам, жестам, мимике героев... . Николай Дилецкий в „Идее грамматики мусикийской , которую он переписал на русском языке, утверждает, что музыка „пением своим или игранием сердца человеческие возбуждает к веселию, или сокрушению, или плачу . Все это активно способствовало укреплению позиций только что родившегося „реального портрета в изобразительных искусствах, но важнее всего для его судьбы были, конечно, процессы, происходившие в древнерусской живописи, уже начавшей движение к светскости и жизнеподобию. Знаменитые московские мастера и авторы эстетических трактатов Симон Ушаков и Иосиф Владимиров считают верность природе важным условием высокого искусства, художественные требования к иконе и к портрету царя или воеводы у них уравниваются. О том, что эстетическое обоснование портрета появилось, свидетельствует известное уподобление Ушаковым художественного образа зеркалу. Его многочисленные „Нерукотворные Спасы из-за объемности, преодоления застылой условности прежней иконописи выглядят „портретами Христа. „Портретами в медальонах кажутся и написанные им на стенах церкви Троицы в Никитниках в Москве изображения святителей. В творчестве Ушакова и его сподвижников вырабатывались художественные средства изображения реального человека.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Симон Вуэ![]() Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции). |
Ван Гог, Винсент Виллем![]() Винсент Виллем ван Гог (Vincent Villem van Gogh, 1853—1890 гг.) — всемирно известный нидерландский и французский художник-постимпрессионионист. |
Пьер-Нарсис Герен![]() ГЕРЕН ПЬЕР НАРСИС (13.05.1774 г. - 6 |
Робер Делоне![]() ДЕЛОНЕ, РОБЕР (Delaunay, Robert) (1885–1941), французский художник, создатель стиля «орфизм». |
Художники Италии:
![]() Джузеппе Бонито (1707-1789)Итальянский живописец, мастер неаполитанской школы. Учился у Ф. Солимены в Accademia Solimenesca, как называлась созданная им частная академия в Не... |
![]() Джованни Франческо Гверчино (Барбьери) (1591-1666)Итальянский художник эпохи барокко, родился в Ченто близ Болоньи 8 февраля 1591. Его настоящее имя – Джованни Франческо Ба... |
![]() Джироламо Романино (1485-1566)Джироламо Романино (итал. Girolamo Romanino, известный также под именем Джироламо Брешиано) — итальянский жи... |