Портреты второй половины XVII века |
Школы - Русская портретная живопись |
Во второй половине столетия изменения во всей духовной атмосфере Руси нарастают. Расшатываются казавшиеся незыблемыми устои представлений о месте человека в божьем мире, усиливается ощущение изменчивости жизни, ее событийной и пространственной насыщенности, активизируется энергия человека. Меняется окраска и художественной культуры — в нее начинают проникать светские жанры, темы, даже новые виды искусств и литературы. Развивается процесс, который называют обмирщением культуры. Западная политика Руси, воссоединение с Украиной, сложные отношения с Польшей усиливают контакты с западными славянами. С 1664 года воспитателем детей Алексея Михайловича становится ученый и поэт Симеон Полоцкий, в далеком Тобольске Юрий Крижанич сочиняет свою удивительную „Политику , проникнутую прогрессивными идеями и высокими представлениями о роли Руси для славянского мира. Возникает театр — придворный и школьный, появляются драматические произведения, где авторы уделяют внимание „движениям, позам, жестам, мимике героев... . Николай Дилецкий в „Идее грамматики мусикийской , которую он переписал на русском языке, утверждает, что музыка „пением своим или игранием сердца человеческие возбуждает к веселию, или сокрушению, или плачу . Все это активно способствовало укреплению позиций только что родившегося „реального портрета в изобразительных искусствах, но важнее всего для его судьбы были, конечно, процессы, происходившие в древнерусской живописи, уже начавшей движение к светскости и жизнеподобию. Знаменитые московские мастера и авторы эстетических трактатов Симон Ушаков и Иосиф Владимиров считают верность природе важным условием высокого искусства, художественные требования к иконе и к портрету царя или воеводы у них уравниваются. О том, что эстетическое обоснование портрета появилось, свидетельствует известное уподобление Ушаковым художественного образа зеркалу. Его многочисленные „Нерукотворные Спасы из-за объемности, преодоления застылой условности прежней иконописи выглядят „портретами Христа. „Портретами в медальонах кажутся и написанные им на стенах церкви Троицы в Никитниках в Москве изображения святителей. В творчестве Ушакова и его сподвижников вырабатывались художественные средства изображения реального человека.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Влияние западно-европейской культуры![]() Важным стимулом к развитию портрета было установление контактов с западноевропейской культурой, в основном осуществляющихся при посредничестве Поль... |
Жан Кузен![]() Жан Кузен (Cousin; около 1500 г. — около 1589 г.) — исторический живописец, скульптор, гравёр и резчик по дереву, один из родоначальников французско... |
Ас Женевьева![]() Женевьева АС (фр. Genevieve Asse, 1923 г., Ванн, Морбиан) – французская художница |
Луи-Габриель-Эжен Изабе![]() Луи-Габриель-Эжен Изабе (фр. Isabey,1804-1888 гг.), живописец, сын и ученик Жана-Батиста Изабе. |
Художники Италии:
![]() Джованни Франческо Гверчино (Барбьери) (1591-1666)Итальянский художник эпохи барокко, родился в Ченто близ Болоньи 8 февраля 1591. Его настоящее имя – Джованни Франческо Ба... |
![]() Антонио Фонтанези (1818-1882)Итальянский живописец, гравер. Учился у П. Мингетти в Школе искусств Реджо Эм... |
![]() Уголино ди Нерьо (работал с 1317 г. — ум.1339—1349)Вероятно он был учеником Дуччо, и уж точно одним из самых верных его по... |