С мыслью о призвании художника |
Художники - Альбрехт Дюрер |
Дюрер прославился как несравненный мастер гравюры, но этим его художественные достижения не ограничивались - не менее плодотворно он работал и в других жанрах, будь то масляная живопись или акварель. Творческое наследие Дюрера огромно. Среди известных сейчас его произведений - около 70 картин, более 400 гравюр на дереве и на меди, масса книжных иллюстраций и несколько экспериментальных работ, в которых художник пытался найти новые способы создания гравюры. К этому следует добавить свыше тысячи рисунков - в том числе и акварелей. Никто до него столь целеустремленно и энергично не работал в технике акварели. Дюрер, кроме того, известен как выдающийся теоретик. Он написал три законченных трактата. Сотни страниц остались в рукописях. Писание слов являлось для него обычным (и любимым) занятием - он сочинил несколько стихотворений (как лирических, так и сатирических), вел дневник, писал письма, делал заметки, составлял семейные хроники. В этом ряду выделяется описание грядущего всемирного потопа, откровение о котором было ему в 1525 году. Собственный письменный архив Дюрер, сознавая свое значение для истории, тщательно сортировал и бережно хранил. За эту заботу о потомках мы должны быть ему благодарны. Он создал уникальную серию автопортретов. Некоторое самолюбование заметно в них, но не тщеславие было главным двигателем этой работы. Пожалуй, дело тут в новом взгляде на роль и место художника в обществе. Традиционное отношение к художнику как к ремесленнику Дюрер категорически отвергал. Самым важным в живописце для него было творческое начало, а не владение профессиональными навыками. Он считал, что в этом немцам нужно держать равнение на Италию, где мастера кисти к тому времени стали одной из серьезнейших общественных сил. Все автопортреты Дюрера (даже самые ранние) утверждают, что их автор - мыслящий человек с уникальным мироощущением, а не ограниченный цеховик, корпящий в своей грязной мастерской. Италия в этом смысле была для него путеводным светочем. На исходе своего второго путешествия в эту страну Дюрер с горечью писал своему другу Вилллибальду Пиркхеймеру: О, как трудно возвращаться из света в тень. Здесь я уважаемый человек, дома я ничтожество . Разумеется, в этих словах есть определенная передержка. Именно в Германии Дюрер достиг почти всего, о чем мог мечтать тогдашний художник (тут были и почести, и материальная независимость, и свой круг общения - условно говоря, гуманистический), однако эти его строки лишний раз подчеркивают, что сформулированная проблема все-таки существовала и стояла при этом довольно остро. Парадоксально, но мастер со столь выраженным творческим самосознанием сформировался в недрах узкоцеховой культуры. И отец, и оба его деда были ремесленниками-ювелирами. Впрочем, нет худа без добра. От них юный художник унаследовал умение видеть детали. Впоследствии традиционные навыки ему пришлось приспосабливать к достижениям новейшего искусства. Становление и развитие творческой манеры Дюрера - это непрерывная череда усилий, направленных на то, чтобы совместить характерную для германской культуры приверженность к точной и тонкой деталировке с великолепием итальянской живописи. Ранние работы Дюрера отличаются усложненностью и перегруженностью композиции и преувеличенной экспрессией; со временем этот недостаток оказался преодолен. Художник, ориентировавшийся на классические образцы, добился в своем творчестве прекрасной сдержанности. Вершиной поисков Дюрера стал его последний шедевр, диптих Четыре апостола , отличающийся необыкновенной глубиной и величественностью форм. Всю жизнь Дюрер упорно постигал законы красоты и гармонии человеческого тела. Он чувствовал, что простого наблюдения за природой и людьми тут мало, и без пристального изучения работ великих ренессансных мастеров ему не обойтись. Опыт, полученный в этих штудиях, он обобщил в трактате Четыре книг о пропорциях человеческого тела , опубликованном уже после его смерти. Дюрера привлекала не только человеческая фигура. Разносторонность его интересов проявилась в многообразии сюжетов, которые он выбирал для своих рисунков и гравюр. Высокое любопытство, свойственное всем великим мастерам, никогда не оставляло его. Он мог с упоением работать, изображая зайца или кусок дерна, и находил в этих простых предметах неведомый другим художникам источник вдохновения. Характерная деталь: Дюрер получил тяжелую болезнь, отправившись в 1520 году (уже пожилым человеком) в утомительное путешествие только для того, чтобы своими глазами увидеть выброшенного на берег кита. И каково же было его огорчение, когда он этого кита не обнаружил (его уже успели отпустить обратно в море)! Дюрер постоянно демонстрировал свою творческую независимость, зачастую заменяя сюжеты, предложенные заказчиком. Примером может служить его гравюра Рыцарь, Смерть и Дьявол (1513), прославляющая солдата-христианина, стойко преодолевающего все преграды и невзгоды и сохраняющего спокойствие даже перед лицом самой Смерти. Еще при жизни Дюрера у него появилась масса подражателей и поклонников. О всеевропейской славе Дюрера говорит тот факт, что Джорджо Вазари упоминает его в своих Жизнеописаниях , где фигурируют в основном итальянские живописцы. Гравюры Дюрера поразили весь мир , - отмечает там Вазари. Долгие годы после смерти Дюрера его значение для истории изобразительного искусства принижали, считая лишь талантливым гравером. Глубокая переоценка его творчества приходится на рубеж ХVIII и XIX веков. Вскоре в Германии его провозгласили - ни много, ни мало - национальным героем и величайшим немецким художником. С 1815 года там ежегодно отмечается День Дюрера. В 1840 году на городской площади Нюрнберга установили первый памятник художнику. Впоследствии число таких памятников значительно выросло. В XX веке во всем мире проводились торжественные мероприятия по поводу 400-летия со дня смерти Дюрера (в 1928 году) и 500-летия со дня его рождения (в 1971 году).
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Алексей Петрович Антропов![]() Алексей Петрович Антропов (1716 —1795), начинавший учиться еще у Матвеева, около двадцати лет проработал в живописной команде под руководством Вишня... |
Александр Франсуа Депорт![]() Как известно, Депорт был талантливым французским художником-анималистом. Франсуа Депорт принадлежит к числу французских художников, чье творчество с... |
1730—1740 годы![]() Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р... |
Шарль-Теофил Ангран (1854-1926)![]() Французский художник, представитель неоимпрессионизма. |
Художники Италии:
![]() Берлингьеро ди Миланезе (известен с 1228 по 1236 г)Берлингьеро ди Миланезе был основателем не только первой известной в Тоскане художественной мастерской, но и известной династии ху... |
![]() Орканья (Андреа ди Чоне)(1308-1368)Итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, – скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, на... |
![]() Наддо Чеккарелли (работал в 1330—1360 годах)Наддо Чеккарелли (итал. Naddo Ceccarelli; работал в Сиене приблизительно в 1330—1360 годах) — итальянский художник, сиенская шк... |