Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Альбрехт Дюрер - С мыслью о призвании художника


С мыслью о призвании художника
Художники - Альбрехт Дюрер

с мыслью о призвании художника

Дюрер прославился как несравненный мастер гравюры, но этим его художественные достижения не ограничивались - не менее плодотворно он работал и в других жанрах, будь то масляная живопись или акварель.

Творческое наследие Дюрера огромно. Среди известных сейчас его произведений - около 70 картин, более 400 гравюр на дереве и на меди, масса книжных иллюстраций и несколько экспериментальных работ, в которых художник пытался найти новые способы создания гравюры. К этому следует добавить свыше тысячи рисунков - в том числе и акварелей. Никто до него столь целеустремленно и энергично не работал в технике акварели.

Дюрер, кроме того, известен как выдающийся теоретик. Он написал три законченных трактата. Сотни страниц остались в рукописях. Писание слов являлось для него обычным (и любимым) занятием - он сочинил несколько стихотворений (как лирических, так и сатирических), вел дневник, писал письма, делал заметки, составлял семейные хроники. В этом ряду выделяется описание грядущего всемирного потопа, откровение о котором было ему в 1525 году. Собственный письменный архив Дюрер, сознавая свое значение для истории, тщательно сортировал и бережно хранил. За эту заботу о потомках мы должны быть ему благодарны.

Он создал уникальную серию автопортретов. Некоторое самолюбование заметно в них, но не тщеславие было главным двигателем этой работы. Пожалуй, дело тут в новом взгляде на роль и место художника в обществе. Традиционное отношение к художнику как к ремесленнику Дюрер категорически отвергал. Самым важным в живописце для него было творческое начало, а не владение профессиональными навыками. Он считал, что в этом немцам нужно держать равнение на Италию, где мастера кисти к тому времени стали одной из серьезнейших общественных сил. Все автопортреты Дюрера (даже самые ранние) утверждают, что их автор - мыслящий человек с уникальным мироощущением, а не ограниченный цеховик, корпящий в своей грязной мастерской. Италия в этом смысле была для него путеводным светочем. На исходе своего второго путешествия в эту страну Дюрер с горечью писал своему другу Вилллибальду Пиркхеймеру: О, как трудно возвращаться из света в тень. Здесь я уважаемый человек, дома я ничтожество . Разумеется, в этих словах есть определенная передержка. Именно в Германии Дюрер достиг почти всего, о чем мог мечтать тогдашний художник (тут были и почести, и материальная независимость, и свой круг общения - условно говоря, гуманистический), однако эти его строки лишний раз подчеркивают, что сформулированная проблема все-таки существовала и стояла при этом довольно остро.

Парадоксально, но мастер со столь выраженным творческим самосознанием сформировался в недрах узкоцеховой культуры. И отец, и оба его деда были ремесленниками-ювелирами. Впрочем, нет худа без добра. От них юный художник унаследовал умение видеть детали. Впоследствии традиционные навыки ему пришлось приспосабливать к достижениям новейшего искусства. Становление и развитие творческой манеры Дюрера - это непрерывная череда усилий, направленных на то, чтобы совместить характерную для германской культуры приверженность к точной и тонкой деталировке с великолепием итальянской живописи. Ранние работы Дюрера отличаются усложненностью и перегруженностью композиции и преувеличенной экспрессией; со временем этот недостаток оказался преодолен. Художник, ориентировавшийся на классические образцы, добился в своем творчестве прекрасной сдержанности. Вершиной поисков Дюрера стал его последний шедевр, диптих Четыре апостола , отличающийся необыкновенной глубиной и величественностью форм. Всю жизнь Дюрер упорно постигал законы красоты и гармонии человеческого тела. Он чувствовал, что простого наблюдения за природой и людьми тут мало, и без пристального изучения работ великих ренессансных мастеров ему не обойтись. Опыт, полученный в этих штудиях, он обобщил в трактате Четыре книг о пропорциях человеческого тела , опубликованном уже после его смерти.

Дюрера привлекала не только человеческая фигура. Разносторонность его интересов проявилась в многообразии сюжетов, которые он выбирал для своих рисунков и гравюр. Высокое любопытство, свойственное всем великим мастерам, никогда не оставляло его. Он мог с упоением работать, изображая зайца или кусок дерна, и находил в этих простых предметах неведомый другим художникам источник вдохновения. Характерная деталь: Дюрер получил тяжелую болезнь, отправившись в 1520 году (уже пожилым человеком) в утомительное путешествие только для того, чтобы своими глазами увидеть выброшенного на берег кита. И каково же было его огорчение, когда он этого кита не обнаружил (его уже успели отпустить обратно в море)!

Дюрер постоянно демонстрировал свою творческую независимость, зачастую заменяя сюжеты, предложенные заказчиком. Примером может служить его гравюра Рыцарь, Смерть и Дьявол (1513), прославляющая солдата-христианина, стойко преодолевающего все преграды и невзгоды и сохраняющего спокойствие даже перед лицом самой Смерти.

Еще при жизни Дюрера у него появилась масса подражателей и поклонников. О всеевропейской славе Дюрера говорит тот факт, что Джорджо Вазари упоминает его в своих Жизнеописаниях , где фигурируют в основном итальянские живописцы. Гравюры Дюрера поразили весь мир , - отмечает там Вазари.

Долгие годы после смерти Дюрера его значение для истории изобразительного искусства принижали, считая лишь талантливым гравером. Глубокая переоценка его творчества приходится на рубеж ХVIII и XIX веков. Вскоре в Германии его провозгласили - ни много, ни мало - национальным героем и величайшим немецким художником. С 1815 года там ежегодно отмечается День Дюрера. В 1840 году на городской площади Нюрнберга установили первый памятник художнику. Впоследствии число таких памятников значительно выросло. В XX веке во всем мире проводились торжественные мероприятия по поводу 400-летия со дня смерти Дюрера (в 1928 году) и 500-летия со дня его рождения (в 1971 году).

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Иван Петрович Аргунов

News image

Долгую жизнь в искусстве прожил самый известный представитель талантливой семьи крепостных художников, архитекторов, мастеров каменной резьбы Иван П...

Фряжское искусство

News image

Фряжское искусство, несмотря на сопротивление консервативных кругов, завоевывало популярность. В 1680-е годы в Оружейной палате — художественном це...

Павел Андреевич Федотов

News image

Если у других непортретистов (Венецианов, Иванов) портрет обычно совпадал с основной линией их искусства, то в критическом, драматическом, а к концу...

Поль Гаварни

News image

Гаварни, Поль (Gavarni, Paul, 13.01.1804г., Париж – 23

Художники Италии:

News image

Себастьяно Бомбелли (1635-1716)

Итальянский живописец венецианской шк...

News image

Джованни Батиста Морони (1530-1578)

Джованни Баттиста Морони, также Джамбаттиста Морони (итал. Giovanni Battista Moroni, ок.1522, Альбино, провинция Бергамо – 5 февраля 1578, Бергамо) – итальянский художник, один из крупнейших портретистов XVI в....

News image

Лоренцо ди Креди (1460-1537)

Когда во Флоренции работал превосходный в свое время золотых дел мастер Креди, снискавший себе добрую славу и известность, с ним договорился Андреа Шарпеллони, чтобы он обучил своему ремеслу его сына Ло...

коды Steel Tide

Русская школа

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Авторизация