Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид |
Художники - Альбрехт Дюрер |
Этот Автопортрет Дюрера - яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина . Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. При этом они обтянуты перчатками - очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника. Открывающийся в окне альпийский пейзаж напоминает о поездке в Италию, состоявшейся несколькими годами раньше. Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса; картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским. Первым в истории германской живописи Дюрер начал писать автопортреты. Это было смелым шагом, знаменующим освобождение личности художника из-под власти сословных предрассудков. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто. Первый автопортрет художник создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Ранние автопортреты художника прекрасно дополняются строками из его юношеского дневника: Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль . Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда. В похожем ключе он решил и очень камерный Автопортрет с гвоздикой (1493). В шедевре 1498 года, ставшем темой этого раздела, нашел отражение ренессансныи подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественном статусом. Но есть еще один автопортрет Дюрера, где все эти тенденции достигают кульминации. Он датируется 1500 годом. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам. Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа. Современному зрителю это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобиться Христу. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму а справа, симметрично им, написал: Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками . А рядом повторил год: 1500 . Именно в 1500 году людьми того времени ожидался конец света . В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Карл Павлович Брюллов![]() В отличие от Иванова и Федотова Карл Павлович Брюллов (1799— 1852) был прирожденным портретистом. |
Иван Яковлевич Вишняков![]() Характер портрета в первые послепетровские десятилетия изменился. Заказчики, пришедшие на смену петровским сподвижникам, в основном окружение Анны И... |
Жак Луи Давид![]() Жак Луи Давид (David, 30.08.1748 г., Париж, - 29 |
Рокотов и Левицкий![]() Как Рембрандт среди „малых голландцев , так же выделяются на фоне „малых портретистов второй половины XVIII века замечательные мастера Рокотов и Ле... |
Художники Италии:
![]() Симоне Кантарини (1612—1648)Симоне Кантарини (прозванный Пезарезе; Cantarini; 1612—1648) — итальянский жи... |
![]() Пьетро Ротари (1707-1762)Учился сначала у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Солимена в Не... |
![]() Фунгаи Бернардино (1460-1516)Биография Бернардино Фунгаи плохо документирована, специалисты знают о нем не... |