Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид |
Художники - Альбрехт Дюрер |
Этот Автопортрет Дюрера - яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина . Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. При этом они обтянуты перчатками - очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника. Открывающийся в окне альпийский пейзаж напоминает о поездке в Италию, состоявшейся несколькими годами раньше. Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса; картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским. Первым в истории германской живописи Дюрер начал писать автопортреты. Это было смелым шагом, знаменующим освобождение личности художника из-под власти сословных предрассудков. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто. Первый автопортрет художник создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Ранние автопортреты художника прекрасно дополняются строками из его юношеского дневника: Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль . Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда. В похожем ключе он решил и очень камерный Автопортрет с гвоздикой (1493). В шедевре 1498 года, ставшем темой этого раздела, нашел отражение ренессансныи подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественном статусом. Но есть еще один автопортрет Дюрера, где все эти тенденции достигают кульминации. Он датируется 1500 годом. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам. Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа. Современному зрителю это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобиться Христу. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму а справа, симметрично им, написал: Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками . А рядом повторил год: 1500 . Именно в 1500 году людьми того времени ожидался конец света . В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Карл ВернеКарл (Антуан Шарль Орас) Верне ( фр. Karl Vernet, 14.08.1758 г |
Портрет в петровское времяПодлинный переворот в судьбе искусства произошел в петровское время, когда - Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при гр... |
Портрет в конце XVIII векаВосемнадцатый век — „век портрета — завершался. Последнее его десятилетие было не только хронологическим рубежом для русского общества, для всего ст... |
Анри АрпиньиАнри Жозеф Арпиньи (фр. Henri Joseph Harpignies; 28.06.1819 г |
Художники Италии:
Витторио Карпаччо (1460/1465-1526)Почерпнуть какие-либо подробные сведения о Карпаччо из современных ему документальных источников практически невозможно. Лишь очень немногие моменты его жизни нашли в них от... |
Франческо ди Джорджо Мартини (1439-1501)Франческо ди Джорджо, сиенец, который был превосходным скульптором и архитектором, сделал двух бронзовых ангелов на главном алтаре собора родного города, вылитых поистине прекрасно и затем отчищенных им самим с наивозможнейшей тщ... |
Лука Камбьязо (1527-1585)Лука Камбьязо, иначе — Камбьязи или Канджаджо (итал. Luca Cambiaso, 1527, Монелья, Генуя — 1585, Эскориал) — итальянский ху... |