Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Альбрехт Дюрер - Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид


Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид
Художники - Альбрехт Дюрер

автопортрет (1498), музей прадо, мадрид

Этот Автопортрет Дюрера - яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина . Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. При этом они обтянуты перчатками - очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника. Открывающийся в окне альпийский пейзаж напоминает о поездке в Италию, состоявшейся несколькими годами раньше. Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса; картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским.

Первым в истории германской живописи Дюрер начал писать автопортреты. Это было смелым шагом, знаменующим освобождение личности художника из-под власти сословных предрассудков. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.

Первый автопортрет художник создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Ранние автопортреты художника прекрасно дополняются строками из его юношеского дневника: Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль . Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда. В похожем ключе он решил и очень камерный Автопортрет с гвоздикой (1493). В шедевре 1498 года, ставшем темой этого раздела, нашел отражение ренессансныи подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественном статусом. Но есть еще один автопортрет Дюрера, где все эти тенденции достигают кульминации. Он датируется 1500 годом. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам. Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа. Современному зрителю это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобиться Христу. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму а справа, симметрично им, написал: Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками . А рядом повторил год: 1500 . Именно в 1500 году людьми того времени ожидался конец света . В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Бальтюс

News image

БАЛЬТЮС (Balthus), настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар

Карл Павлович Брюллов

News image

В отличие от Иванова и Федотова Карл Павлович Брюллов (1799— 1852) был прирожденным портретистом.

Жюль Бретон

News image

БРЕТОН, ЖЮЛЬ АДОЛЬФ ЭМЭ ЛУИ (Breton, Jules Adolphe Aime Louis) (1827–1906), французский живописец, один из основоположников пленэрной живописи.

Морис де Вламинк

News image

4 апреля 1876 - 11 октября 1958 Французский живописец-постимпрессионист, родоначальник экспрессионизма в среде фовистов. Специального образования не...

Художники Италии:

News image

Фунгаи Бернардино (1460-1516)

Биография Бернардино Фунгаи плохо документирована, специалисты знают о нем не...

News image

Джузеппе Бонито (1707-1789)

Итальянский живописец, мастер неаполитанской школы. Учился у Ф. Солимены в Accademia Solimenesca, как называлась созданная им частная академия в Не...

News image

Уголино ди Нерьо (работал с 1317 г. — ум.1339—1349)

Вероятно он был учеником Дуччо, и уж точно одним из самых верных его по...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация