Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Альбрехт Дюрер - Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид


Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид
Художники - Альбрехт Дюрер

автопортрет (1498), музей прадо, мадрид

Этот Автопортрет Дюрера - яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина . Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. При этом они обтянуты перчатками - очевидно, для того, чтобы подчеркнуть, что это не руки простого ремесленника. Открывающийся в окне альпийский пейзаж напоминает о поездке в Италию, состоявшейся несколькими годами раньше. Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса; картина провозглашает социальную значимость живописца, его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир. Во времена Дюрера такой подход был новаторским.

Первым в истории германской живописи Дюрер начал писать автопортреты. Это было смелым шагом, знаменующим освобождение личности художника из-под власти сословных предрассудков. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто.

Первый автопортрет художник создал в тринадцатилетнем возрасте. У мальчика на этой картине пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по-детски пристальные глаза. Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Ранние автопортреты художника прекрасно дополняются строками из его юношеского дневника: Слишком ленивым должен быть разум, если он не отваживается открывать что-то новое, а постоянно движется в старой колее, подражает другим и не имеет в себе сил заглянуть мыслью вдаль . Это отношение юного Дюрера к жизни и творчеству сохранится в нем навсегда. В похожем ключе он решил и очень камерный Автопортрет с гвоздикой (1493). В шедевре 1498 года, ставшем темой этого раздела, нашел отражение ренессансныи подход к трактовке личности художника, который отныне должен рассматриваться не как скромный ремесленник, а как личность, обладающая высоким общественном статусом. Но есть еще один автопортрет Дюрера, где все эти тенденции достигают кульминации. Он датируется 1500 годом. Мастер написал себя таким, каким хотел видеть, размышляя о великом призвании художника. Человек, отдавший свою жизнь служению прекрасному, должен быть прекрасен и сам. Поэтому Дюрер написал себя здесь в образе Христа. Современному зрителю это может показаться кощунством. Но немцы начала XVI века воспринимали все по-другому: для них Христос был идеалом человека, и поэтому каждый христианин обязан был стремиться уподобиться Христу. На черном поле этого автопортрета Дюрер вывел золотом две надписи: слева поставил дату и свою подпись-монограмму а справа, симметрично им, написал: Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками . А рядом повторил год: 1500 . Именно в 1500 году людьми того времени ожидался конец света . В таком контексте эта работа Дюрера прочитывается как его завещание вечности.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Симон Вуэ

News image

Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции).

Бугеро Адольф Вильям

News image

Вильям-Адольф Бугеро (William-Adolphe Bouguereau), французский живописец, крупнейший представитель салонной академической живописи.

Ас Женевьева

News image

Женевьева АС (фр. Genevieve Asse, 1923 г., Ванн, Морбиан) – французская художница

Рауль Дюфи

News image

Рауль Дюфи (Raoul Dufy, 03.06.1877 г., Гавра – 23

Художники Италии:

News image

Франческо Альботто (1721-1757)

Итальянский живописец. До недавнего времени было очень мало известно о жизни этого Венецианского живописца 18 столетия, который прожил только 37 ле...

News image

Бартоломео делла Гатта (1448-1502)

Редко бывает, чтобы тому, кто обладает доброй душой и ведет образцовую жизнь, небо не даровало отменных друзей и почетную обитель и чтобы он за добронравие свое не заслужил себе уважение пр...

News image

Доменико Фетти (1589-1623)

Итальянский художник эпохи Ба...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация