Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Джованни ди Паоло (1403-1482)


Джованни ди Паоло (1403-1482)
Школы - Итальянские художники

джованни ди паоло (1403-1482)

В истории искусства было довольно много художников, чьи имена на протяжении нескольких веков оставались забытыми. Причины тому были разные, но одна из главных — непререкаемость мнения Джорджо Вазари, который сам будучи художником — маньеристом, в качестве художественного идеала выставлял творчество Рафаэля, Микеланджело и последующих маньеристов. К таким забытым художникам принадлежал, например, Сандро Боттичелли, о котором «вспомнили» только в конце XIX века. К таким мастерам относится и Джованни ди Паоло, который получил заслуженную посмертную славу только в XX веке.

Дата рождения Джованни ди Паоло неизвестна, она установлена на основании первого существующего документа, в котором фигурирует его имя — он датирован 1423 годом. Произведения, которые Джованни ди Паоло создал до 1426 года не сохранились. Самое раннее из известных произведений Джованни — так называемый «Полиптих Печчи» (1426 г.) В его центре находилась картина «Мадонна с ангелами» (ныне в Кастельнуово Берарденга, Препозитура), по бокам створки с изображением «Св. Доминика» и «Иоанна Крестителя» (ныне Сиена, Пинакотека), а в нижнем ряду евангельские сцены пределлы — «Воскрешение Лазаря», «Несение креста», «Снятие с креста» (Балтимор, Галерея Уолтерса), и «Распятие» (Альтенбург, Музей Линденау).

Несмотря на то, что разные искусствоведы видят в произведениях Джованни ди Паоло разные реминесценции из творчества художников-современников Джованни, или сиенских мастеров первой половины XIV века (в качестве «доноров», у которых Паоло ди Джованни заимствовал те или иные элементы, приемы или некий творческий дух, приводятся имена Таддео ди Бартоло, Грегорио ди Чекко, Джентиле да Фабриано, Сассетта, Симоне Мартини, и Амброджо Лоренцетти), этот мастер создал свой, исключительно индивидуальный стиль, который легко узнаваем даже для непрофессионального взгляда.

Причудливая фантазия и поразительная экспрессия произведений Джованни отражают необычный взгляд на мир, который был присущ этому мастеру. Не случайно в начале XX века особый интерес к нему проявляли художники — экспрессионисты и сюрреалисты. Мир сказочного сна, или готической грёзы, созданный Джованни, был равнодушен к суете флорентийских художественных новаций. Новшества, привнесенные в XV веке в сиенскую живопись, в частности, Сассеттой, оказали на произведения Джованни ди Паоло лишь формальное воздействие. Например, в сценах пределлы «Полиптиха Фонди» (1436 г. «Распятие», «Введение во храм», «Бегство в Египет» — Сиена, Пинакотека; «Поклонение волхвов» — Оттерло, музей Крёллер-Мюллер) мотивы, будто бы заимствованные у Сассетты, трансформированы в ирреальные, готические мотивы, с пейзажами, напоминающими фрески Амброджо Лоренцетти. Паоло ди Джованни был современником Веккьетты и Пьетро ди Джованни д'Амброджио, видел их живопись, что-то у них заимствовал, но переводил все заимствования на какой-то архаический язык. Он написал несколько вариантов «Распятия»(1440 г. Сиена, Пинакотека; 1440 г. ц. Сан Пьетро Овиле; Дублин, Нац.галерея) и несколько сцен из жизни Иоанна Крестителя (Чикаго, Художественный институт; Нью-Йорк, музей Метрополитен; Мюнстер, музей; Авиньон, Пти Пале; Пасадена, Фонд Нортона Саймона), в которых ощущается дух древнего аскетизма.

Джованни ди Паоло создал множество разных станковых произведений, в основном это были полиптихи. Он также занимался книжной миниатюрой, известны и написанные им для сиенской Биккерны таволетта. Особо следует отметить такие его работы, как «Христос в Гефсиманском саду» (до 1440 г. Ватикан, Пинакотека), «Мадонна умиление» (Сиена, Пинакотека; Бостон, Музей изящных искусств); «Рай» и «Изгнание из рая» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Полиптих» (1445 г.,Флоренция, Уффици), алтарный образ «Св. Николай» (1453 г. Сиена, Пинакотека), «Св. Иероним» (Сиена, Музей собора). Поздние работы художника, например «Полиптих Сан Сильвестро» (1475 г., Сиена, Пинакотека) гораздо менее интересны, чем произведения периода его расцвета — 1440-50х годов. Джованни ди Паоло был уникальным мастером, у которого практически не было последователей. В какой-то мере на эту роль может претендовать Пеллегрино ди Марьяно.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Эжен Буден

News image

БУДЕН, Эжен (фр. Eugène Boudin; 12.07.1824 г

Бальтюс

News image

БАЛЬТЮС (Balthus), настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар

Жак Калло

News image

Жак Калло (фр. Jacques Callot, около 1592 или 1593 г., Нанси – 28.03

Кес Ван Донген

News image

Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Художники Италии:

News image

Бернардо Дадди (1295-1348)

Включенный в 1327 в список цеха врачей и аптекарей , с 1339 Дадди был советником цеха св. Лу...

News image

Орацио Борджиани (1578-1616)

Итальянский живописец и гравер барокко, уроженец Рима, последователь натурализма, также известный в Ис...

News image

Берлингьеро ди Миланезе (известен с 1228 по 1236 г)

Берлингьеро ди Миланезе был основателем не только первой известной в Тоскане художественной мастерской, но и известной династии ху...

Русская школа

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация