Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Кампен, Робер (Campin, Robert)

Кампен, Робер (Campin, Robert)
Школы - Голландские художники

кампен, робер (campin, robert)

КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) - нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Имя художника встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений. В начале XX века была выдвинута гипотеза, затем подкрепленная достаточно вескими доказательствами, о его тождестве с анонимным Мастером из Флемаля, довольно обширный круг работ которого был уже известен. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Кампен работал в Турне, гражданином которого стал в 1410 году, был городским живописцем, имел большую мастерскую и много учеников, в т. ч. Рогира ван дер Вейдена. В 1423 году участвовал в восстании горожан против патрициата, став после этого членом нового городского управления. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось, и он подвергся преследованиям. В 1427 году Турне посетил Я. ван Эйк и, по всей видимости, познакомился с искусством Кампена. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Однако в том же Рождестве мастер обращается и к изображению натурного пространства — уходящего вдаль пейзажа. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Сцены даны обычно в интерьерах, решенных как комнаты бюргерского дома (Алтарь Верля, 1438 г., Мадрид, Прадо; Мадонна с Младенцем у камина, начало 1430-х гг., Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Своеобразен тип Мадонны, обозначаемый исследователями как бюргерская Мадонна — с широкоскулым лицом, крепкой здоровой фигурой; ее устойчивая спокойная поза обычно подчеркивается широко раскинувшимися книзу складками одежды. С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу; каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Художник стремится передать пространственную глубину, но делает это чисто эмпирическим путем, не прибегая к рационалистическим перспективным построениям. Для колорита его характерно сочетание звучных глубоких тонов, в которых доминируют красный и синий.

В портретах Кампен старается точно следовать натуре — таковы парные Мужской портрет и Женский портрет (Лондон, Нац. галерея). Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Берлин, Гос. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Характерной их чертой является также погруженность модели в себя, отсутствие контакта со зрителем. Подчеркнутая пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур Марии с Младенцем и Св. Вероники; объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике, имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля; ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Проникновенная любовь к реальности жизни, в которой кисть художника стремится открыть черты взаимопроникновения божественного и человеческого миров, мастерство говорящей детали , поэтический натурализм фигур, обстановки, пейзажа — все это позволяет рассматривать Кампена как крупнейшего предшественника, возможно, и наставника Яна ван Эйка.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Эдуар Вюйар

News image

Вюйар, Жан Эдуар (Vuillard, Jean Édouard, 11.11.1868 г., Кюизо , департамент Сона и Луара – 21

Жапи Луи Эм

News image

Жапи, Луи Эм (1840 год, Берне – 1916 год, Париж) - французский художник.

Павел Андреевич Федотов

News image

Если у других непортретистов (Венецианов, Иванов) портрет обычно совпадал с основной линией их искусства, то в критическом, драматическом, а к концу...

Ас Женевьева

News image

Женевьева АС (фр. Genevieve Asse, 1923 г., Ванн, Морбиан) – французская художница

Художники Италии:

News image

Андреа дель Поццо (1642-1709)

Андреа дель Поццо (1642-1709) — итальянский живописец и архитектор. Представитель ба...

News image

Орацио Джентилески (1563-1639)

Итальянский живописец. Работал во Флоренции, Риме, Генуе, Турине; с 1626 — в Лондоне при дворе Карла I....

News image

Антонио Темпеста (1555-1630)

Антонио Темпеста (итал. Antonio Tempesta, 1555—1630) — итальянский живописец и гравёр, ученик сперва Санти-ди-Тити, а потом И. Страдануса, вскоре превзошёл этого последнего лёгкостью исполнения и выказал большую, чем он, изобретательность в ...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация