Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Кампен, Робер (Campin, Robert)


Кампен, Робер (Campin, Robert)
Школы - Голландские художники

кампен, робер (campin, robert)

КАМПЕН, Робер (около 1378—1380 гг., Валансьен — 1444 г., Турне) - нидерландский живописец. Один из зачинателей искусства Раннего Возрождения в своей стране. Имя художника встречалось во многих старинных документах, но без указания созданных им произведений. В начале XX века была выдвинута гипотеза, затем подкрепленная достаточно вескими доказательствами, о его тождестве с анонимным Мастером из Флемаля, довольно обширный круг работ которого был уже известен. В настоящее время эта гипотеза принята большинством ученых. Кампен работал в Турне, гражданином которого стал в 1410 году, был городским живописцем, имел большую мастерскую и много учеников, в т. ч. Рогира ван дер Вейдена. В 1423 году участвовал в восстании горожан против патрициата, став после этого членом нового городского управления. В дальнейшем социальное положение его резко изменилось, и он подвергся преследованиям. В 1427 году Турне посетил Я. ван Эйк и, по всей видимости, познакомился с искусством Кампена. Среди работ Кампена преобладают алтарные композиции, выполненные по заказам горожан. Особенно часто обращался он к образу Мадонны с Младенцем, писал портреты. Все работы Кампена исполнены масляными красками на деревянных досках. Ранние произведения художника еще тесно связаны с традициями готики. Так, в картине Рождество (около 1420—1425 гг., Дижон, Гор. музей) для разъяснения сюжета используются надписи на картушах. В композиции Злой разбойник на кресте (около 1430 г., Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), составляющей часть более крупного, целиком не сохранившегося алтарного образа, фигуры даны на золотом фоне. Однако в том же Рождестве мастер обращается и к изображению натурного пространства — уходящего вдаль пейзажа. В дальнейшем творчестве Кампена усиливаются бытовые черты. Сцены даны обычно в интерьерах, решенных как комнаты бюргерского дома (Алтарь Верля, 1438 г., Мадрид, Прадо; Мадонна с Младенцем у камина, начало 1430-х гг., Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Своеобразен тип Мадонны, обозначаемый исследователями как бюргерская Мадонна — с широкоскулым лицом, крепкой здоровой фигурой; ее устойчивая спокойная поза обычно подчеркивается широко раскинувшимися книзу складками одежды. С любовной тщательностью воспроизводит художник простые предметы бытовой обстановки — рукомойник, подсвечник, чашу; каждый из них имеет религиозно-символическое значение, зримо свидетельствующее о духовно-телесной чистоте Девы Марии как идеале, поставленном перед заказчиком образа. Сквозь открытые окна видны уютные уголки городского или сельского пейзажа. Художник стремится передать пространственную глубину, но делает это чисто эмпирическим путем, не прибегая к рационалистическим перспективным построениям. Для колорита его характерно сочетание звучных глубоких тонов, в которых доминируют красный и синий.

В портретах Кампен старается точно следовать натуре — таковы парные Мужской портрет и Женский портрет (Лондон, Нац. галерея). Порой образ решается с подчеркнутым прозаизмом (Портрет Робера де Масмина, ок. 1420 г., Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса; Берлин, Гос. музеи), но в любом случае портреты поражают убедительной реальностью облика. Характерной их чертой является также погруженность модели в себя, отсутствие контакта со зрителем. Подчеркнутая пластичность портретного образа перекликается с трактовкой фигур Марии с Младенцем и Св. Вероники; объемность пластики еще более заметна в Троице, написанной гризайлью, в живописной технике, имитирующей скульптуру (все три картины относятся к несохранившемуся алтарю, происходящему из Флемаля; ныне — Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств). Проникновенная любовь к реальности жизни, в которой кисть художника стремится открыть черты взаимопроникновения божественного и человеческого миров, мастерство говорящей детали , поэтический натурализм фигур, обстановки, пейзажа — все это позволяет рассматривать Кампена как крупнейшего предшественника, возможно, и наставника Яна ван Эйка.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Барон Анри Шарль Антуан (1816 г., Бесансон – 1885 г., Ж

News image

Родился в 1816 году в Бесансоне. Учился в ателье Жана Жигу в Париже. Работал совместно с Франсуа Луи Франсе. Соавторство двух художников Франсуа Луи...

Луи-Леопольд Буальи

News image

БУАЛЬИ, Луи Леопольд (Boilly Louis Leopold, 1761 г., Ла-Бассе — 1845 г., Париж) - художник, автор жанровых сцен и портретов.

Жан Клуэ

News image

Эту картину по нескольким причинам можно считать начальным памятником классической культуры во Франции. Франциск I не только получил власть над Итал...

Анри Арпиньи

News image

Анри Жозеф Арпиньи (фр. Henri Joseph Harpignies; 28.06.1819 г

Художники Италии:

News image

Агостино Карраччи (1557-1602)

Агостино Карраччи (итал. Agostino Carracci) (16 августа 1557, Болонья — 22 марта 1602, Парма) — итальянский живописец и гравёр, брат Аннибале Ка...

News image

Винченцо Фоппа (1427-1515)

Определенно известно, что стоит кому-либо из наших художников начать работать в какой-либо местности, как за ним тотчас же один за другим следуют еще многие, так что их нередко в одно и ...

News image

Наддо Чеккарелли (работал в 1330—1360 годах)

Наддо Чеккарелли (итал. Naddo Ceccarelli; работал в Сиене приблизительно в 1330—1360 годах) — итальянский художник, сиенская шк...

Русская школа

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация