Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Эдгар Дега - Зрелость художника

Зрелость художника
Художники - Эдгар Дега

зрелость художника

К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал свое желание стать знаменитым и неизвестным . Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег. Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа. Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах. Самым видным из них был Дюран-Рюэль, с которым Дега познакомился в начале 70-х годов. Дега осознавал давление коммерческого пресса и, судя по всему, проводил различие между ориентированными на рынок товарами , как он называл, и остальными своими произведениями. Первые прежде всего характеризовались высокой степенью отделки, вторые были явно более авангардными. Несколько из них оказались в галерее Тео Ван Гога (брата Винсента). Хотя Дега все дальше уходил от той видной и активной роли, которую он играл в общине парижских художников, его влияние на молодое поколение возрастало. Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Ту-луз-Лотрек, признавали его влияние на свое искусство.

Такие его друзья, как американская художница Мэри Кэссет и скульптор Альбер Бартоломе, всегда непосредственно вдохновлялись его произведениями. Оценивать работы Дега более поздних лет непросто. Дело в том, что где-то в 1886 году он перестал пользоваться записными книжками, а именно из них исследователи почерпнули немало информации о ранних периодах его творчества. Начиная с 90-х годов произведения Дега несут на себе отпечаток стареющего человека, чье тело, душа, моральный дух подверглись в последние двадцать семь лет жизни тяжким испытаниям. Остроумие и юмор сменились более серьезным тоном, творческая продуктивность постепенно снижалась из-за надвигавшейся слепоты. Отмечалось, что в работах этого периода Дега сполна отдал дань абстрактным элементам своего искусства. Возросла интенсивность цвета, а линия стала более энергичной и приобрела большую экспрессивность. Хотя пространство, как и раньше, оставалось театральным (нереальным) или неопределенным, фигуры, теперь это были в основном купальщицы, тоже не пощадило время, не без усилий справляются они со своими ослабевшими телами. И тем не менее в них присутствует сильная, несгибаемая воля самого художника. Часто эти поздние работы интерпретируют как всего лишь результат старческих недугов художника, угнетенного прогрессирующей слепотой, ставшего нетерпимым, страдавшего от меланхолии и одиночества, превратившегося в антисемита под влиянием дела Дрейфуса. Да, все, сказанное выше, правда, но правда и то, что Дега не утратил гибкости ума, оставался яркой противоречивой личностью, искал новые пути в искусстве. Так он экспериментировал с фотографией и, судя по некоторым его работам, не без пользы для себя как для художника.

Поддержанный приятелем-скульптором Бартоломе, он создал большое количество восковых и глиняных фигур танцовщиков и лошадей. Дега ценил воск за его изменяемость, друзья, посещавшие мастерскую художника, иногда находили на месте скульптуры восковой шар: по-видимому, Дега посчитал свое произведение неудачным. Ни одну из этих скульптур, за исключением Маленькой четырнадцатилетней танцовщицы , Дега никогда не выставлял. Лишь после его смерти многие из них были отлиты в бронзе, против чего выступали такие тонкие знатоки, как Кэссет. После того, как в 1912 году он был вынужден покинуть свою мастерскую-квартиру из-за сноса всего здания, казалось, Дега полностью оставил свое творчество. Часто можно было видеть, как почти совершенно слепой и глухой художник неутомимо бродит по улицам любимого города, иногда посещая аукционы предметов искусств и выставки. Длинные белые волосы и борода вызывали у некоторых его друзей образ греческого поэта-классика Гомера. Будучи неизменно независимым, Дега оставался верен себе вплоть до последних дней своей жизни.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жан-Батист Викар

News image

Викар Жан-Батист-Жозеф (Jean-Baptiste-Joseph Wicar, 1762 г. - 1834 г.) - французский живописец.

Александр Андреевич Иванов

News image

Для Александра Андреевича Иванова (1806—1858) портрет никогда не становился главной творческой задачей. За редкими исключениями („Автопортрет, „Порт...

Гис, Эрнест Адольф Иасент Константен

News image

ГИС, ЭРНЕСТ АДОЛЬФ ИАСЕНТ КОНСТАНТЕН (Guys, Ernest Adolphe Hyacinthe Constantin) (1805–1892), французский художник, родился 3 декабря 1805 в местечк...

Оноре Викторьен Домье

News image

Оноре Викторьен Домье (Daumier) (26.2.1808, Марсель, - 11.2

Художники Италии:

News image

Розальба Каррера (1675-1757)

Дочь кружевницы. Писала миниатюры на табакерках из слоновой кости, впоследствии перешла к портретной живописи па...

News image

Паоло Фаринати (1524-1606)

Паоло Фаринати (итал. Paolo Farinati, ок. 1524, Верона — ок. 1606) — итальянский живописец, гравёр и зодчий, один из ведущих живописцев Вероны XVI ве...

News image

Клод Лоррен (1600-1682)

ЛОРРЕН, КЛОД (Lorrain, Claude), настоящая фамилия Желле (Gellée) (1600–1682), французский живописец, рисовальщик и гравер, один из создателей классического пе...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация