Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Арт де Гелдер
Школы - Голландские художники

арт де гелдер

Арт де Гелдер - (1645, Дордрехт — 1727, Дордрехт). Голландский живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. ван Хогстратена в Дордрехте (где жил почти безвыездно), а в 1661—1667 в Амстердаме у Рембрандта. В отличие от других учеников Рембрандта, Гелдер в своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты и в портретах стремился более творчески глубоко следовать особенностям метода великого мастера, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, Странствующий музыкант (сер. 1660-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) написан по рисунку Рембрандта, картина Се Человек (1671, Дрезден, Картинная галерея) построена по образцу его одноименного офорта. Преданный памяти учителя, Гелдер в автопортрете (1689, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) изобразил себя с офортом Рембрандта в руках. Он оставался верным искусству Рембрандта даже в начале XVIII в., когда оно было давно забыто и в голландской живописи периода глубокого спада возобладали иноземные влияния. Постигая художественный смысл образного строя Рембрандта, Гелдер не стал, однако, его подражателем. В его эмоциональном искусстве, раскрывшем сокровенные человеческие переживания, получили развитие новые самостоятельные тенденции.

Произведения: Руфь и Вооз (Вена, Музей истории искусства), У врат храма (1679, Гаага, Маурицхейс), Художник в мастерской (1685, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лот с дочерьми (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Портрет Х. Бурхаве с семьей (ок. 1722, Амстердам, Рейксмузеум).

Написанные в свободной живописной манере картины Гелдера выдержаны в глухих буро-оливковых, винно-красных, фиолетовых тонах с неожиданно вспыхивающими яркими пятнами оранжевого, нежно-розового, белого. Художник охотно применял фактурные эффекты — накладывание краски шпахтелем и пальцем, процарапывание ее оборотной стороной кисти. Трактовка образов, простая и естественная в работах 1670-х, сменилась в 1680—1690-е все более выразительной и изощренной. Чертами фантазии и причудливой экспрессии отмечен поздний драматичный цикл Страстей Христовых (ок. 1715, Ашаффенбург, Картинная галерея; Мюнхен, Старая пинакотека; Амстердам, Рейксмузеум) с вытянутыми, словно растворяющимися на свету фигурами в асимметричных композициях вертикального формата. Во многом новый, необычный образный язык этого огромного живописного цикла, который остался собственностью художника, не был оценен современниками. При жизни известность Гелдера, который был состоятельным человеком и не продавал своих картин, исчерпывалась пределами его родного города — провинциального Дордрехта.

Арт де Гелдер находился под сильным влиянием своего друга и учителя Рембрандта. Это явно видно в работе «Молитва Симеона», хотя художник оригинально выражает свое отношение к персонажам картины. Из Евангелия мы знаем, что, когда Мария принесла младенца Иисуса в храм для проведения обрезания, там присутствовал старый священник, который тут же узнал в ребенке, кто Он есть. Он взял Иисуса на руки и вознес молитву Богу, радуясь, что может почить в мире, ибо видели очи его спасение Господа. Гелдер показывает на картине практически две фигуры, оставив от остальных лишь смутные очертания, едва выступающие из темноты. Даже Мария закрылась темной накидкой, и видны лишь ее опущенное лицо и сложенные в молитве ладони. Примечательно, что Симеону не нужны какие-либо знаки ни со стороны младенца, ни со стороны Марии, чтобы подтвердить его озарение. Свою уверенность он черпает изнутри, и взгляд его наполненных слезами глаз обращен только к Богу. Это необычайно трогательный образ человека, который готов полностью отречься от себя, почувствовав прикосновение самой святости. Симеон на картине Гелдера не похож на старца, которому жизнь уже стала в тягость и который лишь ждет, чтобы осуществилась его мечта о явлении Мессии. Здесь Симеон еще полон энергии, он светится, добившись после долгого ожидания, когда он уже почти отчаялся, исполнения своего самого страстного желания. Тонкая прозрачная ткань, покрывающая голову Симеона, — это молитвенное покрывало, и мы ясно видим лишь его поднятое лицо, освещенное сиянием, исходящим от младенца, который лежит со спокойным и почти строги.» лицом. Руки старца тоже невидимы, поскольку на них покоится поистине священное существо.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Луи Мишель Ванлоо

News image

Дени Дидро, первый представитель когорты художественных критиков, взлелеянной XIX и XX вв., находился в расцвете творческих сил, когда его портрет к...

Карл Павлович Брюллов

News image

В отличие от Иванова и Федотова Карл Павлович Брюллов (1799— 1852) был прирожденным портретистом.

Жакан Клавдий (Клод)

News image

Жакан Клавдий (Клод) (Claudius Jacquand, 1804 г., Лион – 1878 г.,Париж) - французский живописец.

Жозеф-Мари Вьен

News image

Вьен (Жозеф-Мари Vien, 1716-1809 гг.) — французский исторический живописец и портретист.

Художники Италии:

News image

Гвидо да Сиена (XIII век)

Гвидо да Сиена традиционно считается если не отцом-основателем всей сиенской школы живописи, то по крайней мере одним из двух отцов (вторым считают Коппо ди Ма...

News image

Орацио Джентилески (1563-1639)

Итальянский живописец. Работал во Флоренции, Риме, Генуе, Турине; с 1626 — в Лондоне при дворе Карла I....

News image

Джулиано Буджардини (1475-1554)

Перед осадой Флоренции число ее жителей увеличилось настолько, что обширнейшие предместья, тянувшиеся от каждых ворот, вместе с церквами, монастырями и больницами, стали почти что другим городом, обитаемым многими почтенными людьми и ...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Авторизация