Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Арт де Гелдер
Школы - Голландские художники

арт де гелдер

Арт де Гелдер - (1645, Дордрехт — 1727, Дордрехт). Голландский живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. ван Хогстратена в Дордрехте (где жил почти безвыездно), а в 1661—1667 в Амстердаме у Рембрандта. В отличие от других учеников Рембрандта, Гелдер в своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты и в портретах стремился более творчески глубоко следовать особенностям метода великого мастера, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, Странствующий музыкант (сер. 1660-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) написан по рисунку Рембрандта, картина Се Человек (1671, Дрезден, Картинная галерея) построена по образцу его одноименного офорта. Преданный памяти учителя, Гелдер в автопортрете (1689, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) изобразил себя с офортом Рембрандта в руках. Он оставался верным искусству Рембрандта даже в начале XVIII в., когда оно было давно забыто и в голландской живописи периода глубокого спада возобладали иноземные влияния. Постигая художественный смысл образного строя Рембрандта, Гелдер не стал, однако, его подражателем. В его эмоциональном искусстве, раскрывшем сокровенные человеческие переживания, получили развитие новые самостоятельные тенденции.

Произведения: Руфь и Вооз (Вена, Музей истории искусства), У врат храма (1679, Гаага, Маурицхейс), Художник в мастерской (1685, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лот с дочерьми (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Портрет Х. Бурхаве с семьей (ок. 1722, Амстердам, Рейксмузеум).

Написанные в свободной живописной манере картины Гелдера выдержаны в глухих буро-оливковых, винно-красных, фиолетовых тонах с неожиданно вспыхивающими яркими пятнами оранжевого, нежно-розового, белого. Художник охотно применял фактурные эффекты — накладывание краски шпахтелем и пальцем, процарапывание ее оборотной стороной кисти. Трактовка образов, простая и естественная в работах 1670-х, сменилась в 1680—1690-е все более выразительной и изощренной. Чертами фантазии и причудливой экспрессии отмечен поздний драматичный цикл Страстей Христовых (ок. 1715, Ашаффенбург, Картинная галерея; Мюнхен, Старая пинакотека; Амстердам, Рейксмузеум) с вытянутыми, словно растворяющимися на свету фигурами в асимметричных композициях вертикального формата. Во многом новый, необычный образный язык этого огромного живописного цикла, который остался собственностью художника, не был оценен современниками. При жизни известность Гелдера, который был состоятельным человеком и не продавал своих картин, исчерпывалась пределами его родного города — провинциального Дордрехта.

Арт де Гелдер находился под сильным влиянием своего друга и учителя Рембрандта. Это явно видно в работе «Молитва Симеона», хотя художник оригинально выражает свое отношение к персонажам картины. Из Евангелия мы знаем, что, когда Мария принесла младенца Иисуса в храм для проведения обрезания, там присутствовал старый священник, который тут же узнал в ребенке, кто Он есть. Он взял Иисуса на руки и вознес молитву Богу, радуясь, что может почить в мире, ибо видели очи его спасение Господа. Гелдер показывает на картине практически две фигуры, оставив от остальных лишь смутные очертания, едва выступающие из темноты. Даже Мария закрылась темной накидкой, и видны лишь ее опущенное лицо и сложенные в молитве ладони. Примечательно, что Симеону не нужны какие-либо знаки ни со стороны младенца, ни со стороны Марии, чтобы подтвердить его озарение. Свою уверенность он черпает изнутри, и взгляд его наполненных слезами глаз обращен только к Богу. Это необычайно трогательный образ человека, который готов полностью отречься от себя, почувствовав прикосновение самой святости. Симеон на картине Гелдера не похож на старца, которому жизнь уже стала в тягость и который лишь ждет, чтобы осуществилась его мечта о явлении Мессии. Здесь Симеон еще полон энергии, он светится, добившись после долгого ожидания, когда он уже почти отчаялся, исполнения своего самого страстного желания. Тонкая прозрачная ткань, покрывающая голову Симеона, — это молитвенное покрывало, и мы ясно видим лишь его поднятое лицо, освещенное сиянием, исходящим от младенца, который лежит со спокойным и почти строги.» лицом. Руки старца тоже невидимы, поскольку на них покоится поистине священное существо.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жан-Батист Викар

News image

Викар Жан-Батист-Жозеф (Jean-Baptiste-Joseph Wicar, 1762 г. - 1834 г.) - французский живописец.

Поль Гаварни

News image

Гаварни, Поль (Gavarni, Paul, 13.01.1804г., Париж – 23

Анри-Эдмоном Кросс

News image

В пейзажах Анри Эдмона Кросса и его друзей Поля Синьяка, Сёра и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах...

Степан Семенович Щукин

News image

Генеральная линия развития „официального портрета большого стиля достойно была представлена в конце столетия произведениями Степана Семеновича Щуки...

Художники Италии:

News image

Якопо дель Конте (1510-1598)

Имея с юных лет большую склонность к изображению натуры, он решил, что это и будет его главной профессией, хотя при случае и писал образа и фрески, особенно в Риме и в ...

News image

Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)

Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 го...

News image

Джованни Баттиста Нальдини (1537-1591)

Из школы Понтормо и Бронзино вышел и Баттиста Нальдини (Battista Naldini),  который после смерти Понтормо, проведя некоторое время в Риме, где он ревностно изучал свое искусство, многое для себя приобрел и ...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация