Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Арт де Гелдер
Школы - Голландские художники

арт де гелдер

Арт де Гелдер - (1645, Дордрехт — 1727, Дордрехт). Голландский живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. ван Хогстратена в Дордрехте (где жил почти безвыездно), а в 1661—1667 в Амстердаме у Рембрандта. В отличие от других учеников Рембрандта, Гелдер в своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты и в портретах стремился более творчески глубоко следовать особенностям метода великого мастера, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, Странствующий музыкант (сер. 1660-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) написан по рисунку Рембрандта, картина Се Человек (1671, Дрезден, Картинная галерея) построена по образцу его одноименного офорта. Преданный памяти учителя, Гелдер в автопортрете (1689, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) изобразил себя с офортом Рембрандта в руках. Он оставался верным искусству Рембрандта даже в начале XVIII в., когда оно было давно забыто и в голландской живописи периода глубокого спада возобладали иноземные влияния. Постигая художественный смысл образного строя Рембрандта, Гелдер не стал, однако, его подражателем. В его эмоциональном искусстве, раскрывшем сокровенные человеческие переживания, получили развитие новые самостоятельные тенденции.

Произведения: Руфь и Вооз (Вена, Музей истории искусства), У врат храма (1679, Гаага, Маурицхейс), Художник в мастерской (1685, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лот с дочерьми (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Портрет Х. Бурхаве с семьей (ок. 1722, Амстердам, Рейксмузеум).

Написанные в свободной живописной манере картины Гелдера выдержаны в глухих буро-оливковых, винно-красных, фиолетовых тонах с неожиданно вспыхивающими яркими пятнами оранжевого, нежно-розового, белого. Художник охотно применял фактурные эффекты — накладывание краски шпахтелем и пальцем, процарапывание ее оборотной стороной кисти. Трактовка образов, простая и естественная в работах 1670-х, сменилась в 1680—1690-е все более выразительной и изощренной. Чертами фантазии и причудливой экспрессии отмечен поздний драматичный цикл Страстей Христовых (ок. 1715, Ашаффенбург, Картинная галерея; Мюнхен, Старая пинакотека; Амстердам, Рейксмузеум) с вытянутыми, словно растворяющимися на свету фигурами в асимметричных композициях вертикального формата. Во многом новый, необычный образный язык этого огромного живописного цикла, который остался собственностью художника, не был оценен современниками. При жизни известность Гелдера, который был состоятельным человеком и не продавал своих картин, исчерпывалась пределами его родного города — провинциального Дордрехта.

Арт де Гелдер находился под сильным влиянием своего друга и учителя Рембрандта. Это явно видно в работе «Молитва Симеона», хотя художник оригинально выражает свое отношение к персонажам картины. Из Евангелия мы знаем, что, когда Мария принесла младенца Иисуса в храм для проведения обрезания, там присутствовал старый священник, который тут же узнал в ребенке, кто Он есть. Он взял Иисуса на руки и вознес молитву Богу, радуясь, что может почить в мире, ибо видели очи его спасение Господа. Гелдер показывает на картине практически две фигуры, оставив от остальных лишь смутные очертания, едва выступающие из темноты. Даже Мария закрылась темной накидкой, и видны лишь ее опущенное лицо и сложенные в молитве ладони. Примечательно, что Симеону не нужны какие-либо знаки ни со стороны младенца, ни со стороны Марии, чтобы подтвердить его озарение. Свою уверенность он черпает изнутри, и взгляд его наполненных слезами глаз обращен только к Богу. Это необычайно трогательный образ человека, который готов полностью отречься от себя, почувствовав прикосновение самой святости. Симеон на картине Гелдера не похож на старца, которому жизнь уже стала в тягость и который лишь ждет, чтобы осуществилась его мечта о явлении Мессии. Здесь Симеон еще полон энергии, он светится, добившись после долгого ожидания, когда он уже почти отчаялся, исполнения своего самого страстного желания. Тонкая прозрачная ткань, покрывающая голову Симеона, — это молитвенное покрывало, и мы ясно видим лишь его поднятое лицо, освещенное сиянием, исходящим от младенца, который лежит со спокойным и почти строги.» лицом. Руки старца тоже невидимы, поскольку на них покоится поистине священное существо.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Эжен Буден

News image

БУДЕН, Эжен (фр. Eugène Boudin; 12.07.1824 г

Арман Гийомен

News image

ГИЙОМЕН Жан-Батист Арман (1841-1927). Французский художник, представитель импрессионизма.

Луи Гоффье

News image

“Кораблекрушение” относится к позднему периоду творчества художника Луи Гоффье (1761-1801) — художника французского неоклассицизма конца XVIII - нач...

“Век просвещения”

News image

Восемнадцатый век в Европе называют „веком просвещения . В России это определение может быть отнесено к последним десятилетиям века, к екатерининско...

Художники Италии:

News image

Помпео Батони (1708-1787)

В творчестве итальянского художника XVIII века Помпео Джироламо Батони (1708-1787) на редкость органично слились различные стилевые тенденции и направления эпохи: еще не изжитые, порою едва заметные, отголоски позднего барокко, легкие иг...

News image

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Итальянская художница, рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фи...

News image

Липпо Ванни (1341-1375)

Липпо Ванни (итал. Lippo Vanni, упоминается в 1341—1375 годах, работал в Сиене) — итальянский художник. Сиенская шк...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация