Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Арт де Гелдер
Школы - Голландские художники

арт де гелдер

Арт де Гелдер - (1645, Дордрехт — 1727, Дордрехт). Голландский живописец и рисовальщик. Первоначально учился у С. ван Хогстратена в Дордрехте (где жил почти безвыездно), а в 1661—1667 в Амстердаме у Рембрандта. В отличие от других учеников Рембрандта, Гелдер в своих картинах на библейские, мифологические, жанровые сюжеты и в портретах стремился более творчески глубоко следовать особенностям метода великого мастера, обнаруживая подчас прямую зависимость от его работ. Так, Странствующий музыкант (сер. 1660-х, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) написан по рисунку Рембрандта, картина Се Человек (1671, Дрезден, Картинная галерея) построена по образцу его одноименного офорта. Преданный памяти учителя, Гелдер в автопортрете (1689, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) изобразил себя с офортом Рембрандта в руках. Он оставался верным искусству Рембрандта даже в начале XVIII в., когда оно было давно забыто и в голландской живописи периода глубокого спада возобладали иноземные влияния. Постигая художественный смысл образного строя Рембрандта, Гелдер не стал, однако, его подражателем. В его эмоциональном искусстве, раскрывшем сокровенные человеческие переживания, получили развитие новые самостоятельные тенденции.

Произведения: Руфь и Вооз (Вена, Музей истории искусства), У врат храма (1679, Гаага, Маурицхейс), Художник в мастерской (1685, Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт искусств), Лот с дочерьми (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Портрет Х. Бурхаве с семьей (ок. 1722, Амстердам, Рейксмузеум).

Написанные в свободной живописной манере картины Гелдера выдержаны в глухих буро-оливковых, винно-красных, фиолетовых тонах с неожиданно вспыхивающими яркими пятнами оранжевого, нежно-розового, белого. Художник охотно применял фактурные эффекты — накладывание краски шпахтелем и пальцем, процарапывание ее оборотной стороной кисти. Трактовка образов, простая и естественная в работах 1670-х, сменилась в 1680—1690-е все более выразительной и изощренной. Чертами фантазии и причудливой экспрессии отмечен поздний драматичный цикл Страстей Христовых (ок. 1715, Ашаффенбург, Картинная галерея; Мюнхен, Старая пинакотека; Амстердам, Рейксмузеум) с вытянутыми, словно растворяющимися на свету фигурами в асимметричных композициях вертикального формата. Во многом новый, необычный образный язык этого огромного живописного цикла, который остался собственностью художника, не был оценен современниками. При жизни известность Гелдера, который был состоятельным человеком и не продавал своих картин, исчерпывалась пределами его родного города — провинциального Дордрехта.

Арт де Гелдер находился под сильным влиянием своего друга и учителя Рембрандта. Это явно видно в работе «Молитва Симеона», хотя художник оригинально выражает свое отношение к персонажам картины. Из Евангелия мы знаем, что, когда Мария принесла младенца Иисуса в храм для проведения обрезания, там присутствовал старый священник, который тут же узнал в ребенке, кто Он есть. Он взял Иисуса на руки и вознес молитву Богу, радуясь, что может почить в мире, ибо видели очи его спасение Господа. Гелдер показывает на картине практически две фигуры, оставив от остальных лишь смутные очертания, едва выступающие из темноты. Даже Мария закрылась темной накидкой, и видны лишь ее опущенное лицо и сложенные в молитве ладони. Примечательно, что Симеону не нужны какие-либо знаки ни со стороны младенца, ни со стороны Марии, чтобы подтвердить его озарение. Свою уверенность он черпает изнутри, и взгляд его наполненных слезами глаз обращен только к Богу. Это необычайно трогательный образ человека, который готов полностью отречься от себя, почувствовав прикосновение самой святости. Симеон на картине Гелдера не похож на старца, которому жизнь уже стала в тягость и который лишь ждет, чтобы осуществилась его мечта о явлении Мессии. Здесь Симеон еще полон энергии, он светится, добившись после долгого ожидания, когда он уже почти отчаялся, исполнения своего самого страстного желания. Тонкая прозрачная ткань, покрывающая голову Симеона, — это молитвенное покрывало, и мы ясно видим лишь его поднятое лицо, освещенное сиянием, исходящим от младенца, который лежит со спокойным и почти строги.» лицом. Руки старца тоже невидимы, поскольку на них покоится поистине священное существо.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жан Клуэ

News image

Эту картину по нескольким причинам можно считать начальным памятником классической культуры во Франции. Франциск I не только получил власть над Итал...

Шарль Жак

News image

Шарль Эмиль Жак (фр. Charles-Emile Jacque; 23 мая 1813, Париж — 7 мая 1894, Анвер) — французский живописец животных, пейзажист и гравёр; вначале учи...

“Век просвещения”

News image

Восемнадцатый век в Европе называют „веком просвещения . В России это определение может быть отнесено к последним десятилетиям века, к екатерининско...

Влияние западно-европейской культуры

News image

Важным стимулом к развитию портрета было установление контактов с западно­европейской культурой, в основном осуществляющихся при посредничестве Поль...

Художники Италии:

News image

Мазолино да Паникале (1383-1447)

Томмазо ди Кристофоро Фини, по прозванию Маэолино, сын маляра, — флорентинский живописец, родился в местечке Паникале в 1383 г., умер в 1447 г. (?...

News image

Симоне Кантарини (1612—1648)

Симоне Кантарини (прозванный Пезарезе; Cantarini; 1612—1648) — итальянский жи...

News image

Лука Синьорелли (1450-1523)

Лука Синьорелли, превосходный живописец, о котором во временном порядке нам теперь надлежит сказать, в свои времена считался в. Италии весьма знаменитым, а произведения его ценились так, как ничьи другие, в ка...

Русская школа

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация