Бернардо Беллотто (1720–1780) |
Школы - Итальянские художники |
Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Ученик своего дяди А. Канале (известного как Каналетто). Работал в Италии (Венеции, Риме, Флоренции, Турине, Вероне), а также в Дрездене (1747—1759), Вене (1759—1760), Мюнхене (1761), снова в Дрездене (1762—1767), после краткого пребывания в Петербурге с 1768 до конца жизни жил и работал в Варшаве. Манеру живописи и прозвище унаследовал от А. Канале, с произведениями которого часто путали работы Беллотто. Однако уже в ранних картинах, выполненных в Риме (Пьяцца Навона, 1740—1745, Нант, Художественный музей; Вид Капитолия, 1740—1745, Парма, Нац. галерея) и Турине (Старый мост через реку По в Турине, 1745, Турин, галерея Сабауда), заметны черты, позволяющие говорить о том, что художнику удалось создать свой тип ведуты. Как и А. Канале, с помощью камеры-обскуры Беллотто передает характер изображаемой местности с топографической точностью. Но венецианская декоративная красочность картин А. Канале сменяется у Беллотто более педантичным, описательным воспроизведением действительности. Плотная, пастозная манера письма придает материальность объемам зданий, древесных крон, фигур людей. Большие картины-панно Беллотто свидетельствуют о стремлении художника к максимальной объективности, при которой, однако, утрачивается очарование легкой кисти и праздничности цвета, присущее ведутам А. Канале. С 1747 Беллотто работает в Дрездене при дворе курфюрста Саксонии Августа III. По заказу Г. Брюля, министра саксонского короля, в 1747—1755 художником была написана серия архитектурных пейзажей с видами Дрездена и Пирны. В ведутах Пирна с правого берега Эльбы, Цвингер в Дрездене (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), Вид Пирны от крепости Зонненштейн (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) в перспективном построении усиливается четкость и строгость планов. Панорамы городов открываются издалека от поросшего зеленью противоположного берега реки, но объемы зданий легко читаемы, словно отграничены от неба и зеркальной глади реки. Рационально выстроено и пространство площадей немецких городов в ведутах Рыночная площадь в Пирне (Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина), Площадь Нового рынка в Дрездене (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Беллотто выбирает момент освещения, когда особенно четко выявлены контрасты света и тени и границы пятен холодного светлого и почти черного цветов в замкнутой перспективе площадей создают впечатление резкой пластической определенности освещенных и затененных зон. Благодаря деятельности Беллотто при европейских дворах в Дрездене, Мюнхене, Вене, где он писал виды городов, усадеб с парками, предместий, традиции венецианской ведуты получили известность. В 1759 он был приглашен императрицей Марией Терезией в Вену, выезжал для выполнения заказов при баварском дворе в Мюнхен (1761), а с 1768 постоянно работал в Варшаве в качестве придворного художника короля Станислава Августа Понятовского. В Польше Беллотто были созданы виды Варшавы, дворца и живописного парка в Вилланове, замков на берегу Вислы. В произведениях 1760-х — Площадь Бернардинцев (1767), Церковь кармелиток и дворец Радзивиллов (1767), Вид на Вилланов с юга (1760-е), Реконструкция королевского дворца (1767, все — Варшава, Королевский дворец) — стаффажные фигурки приобретают большую характерность, привнося элемент жанровости в архитектурные виды. В созданных по воспоминаниям ведутах итальянских городов конца 1760-х (Вид Форума, 1769; Площадь Ротонды в Риме. Пантеон, 1769, обе — Москва, Гос. музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) с предельной четкостью выстроенная перспективная композиция и резкие светотеневые контрасты акцентируют пластику древних античных построек. В обращении художника к подобным сюжетам проявились антикизирующие вкусы времени. Беллотто известен также как прекрасный рисовальщик и гравер. В графических видах европейских городов художнику в большей степени, чем в живописи, удалось раскрыть новые возможности венецианского пейзажа XVIII в. в освоении передачи пленэра.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Луи-Леопольд Буальи![]() БУАЛЬИ, Луи Леопольд (Boilly Louis Leopold, 1761 г., Ла-Бассе — 1845 г., Париж) - художник, автор жанровых сцен и портретов. |
Жапи Луи Эм![]() Жапи, Луи Эм (1840 год, Берне – 1916 год, Париж) - французский художник. |
Начало XIX века![]() Наступившее XIX столетие быстро преобразило и облик людей и их мысли. Портретная живопись незамедлительно откликнулась на перемены и раньше, нежели ... |
1730—1740 годы![]() Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р... |
Художники Италии:
![]() Tициан Вечеллио (1488-1576)О долгой жизни великого Tициана известно практически все — его поразительная карьера, привязанности, приглашения к самым видным дворам Европы, его ревнивое отношение к собственному положению и благосостоянию и многое др... |
![]() Витторио Карпаччо (1460/1465-1526)Почерпнуть какие-либо подробные сведения о Карпаччо из современных ему документальных источников практически невозможно. Лишь очень немногие моменты его жизни нашли в них от... |
![]() Микеланджело Меризи де Караваджо (1573–1610)Имя Караваджо происходит от названия городка в Северной Италии, в котором художник родился 28 сентября 1573. С одиннадцати лет он работал подмастерьем одного из миланских живописцев, а в 1590 переехал в ... |