Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Джованни Антонио Гварди (1698-1760)


Джованни Антонио Гварди (1698-1760)
Школы - Итальянские художники

джованни антонио гварди (1698-1760)

Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала семья.

В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио.

Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Дж. Б. Пьяццетты и С. Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую К. Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции. Мастерская Дж. А. Гварди выполняла большие заказы: алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Я. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, с портретов современных французских художников. В 1730—1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками М. фон Шуленбурга, участника войны с турками. Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Ф. Гварди, на что указывает различие в манере исполнения.

Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие Дж. А. Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским; Св. Троица среди святых и четырех евангелистов, а также Семь скорбей Девы Марии, четверо святых и четверо отцов церкви (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние С. Риччи. На приверженность живописной манере Риччи указывает пульсирующий мазок, передающий струящиеся складки одежд. Мазок Джованни Антонио более компактен, чем у Риччи, но прием живописи свободной широкой кистью художник заимствует у последнего.

В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо). Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра.

С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной истории Муций Сцевола, Триумф Аврелия, Великодушие Сципиона, Смерть Софонисбы (Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок Джованни Антонио.

После 1755 Джованни Антонио создал цикл из пяти живописных панно к поэме Т. Тассо Освобожденный Иерусалим (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой, вдохновившись гравюрами Дж. Б. Пьяццетты (1745), с которым подружился во время работы для М. фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме. Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи С. Риччи.

Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Дж. А. Гварди в 1749—1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита, повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо.

Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства XVIII в.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Поль Гаварни

News image

Гаварни, Поль (Gavarni, Paul, 13.01.1804г., Париж – 23

Гис, Эрнест Адольф Иасент Константен

News image

ГИС, ЭРНЕСТ АДОЛЬФ ИАСЕНТ КОНСТАНТЕН (Guys, Ernest Adolphe Hyacinthe Constantin) (1805–1892), французский художник, родился 3 декабря 1805 в местечк...

Портреты и иконы

News image

Хотя зачатки светского портрета иногда относят еще ко времени правления Ивана III и Василия III, когда изображения великих князей при сватовстве пос...

Шарль Франсуа Добиньи

News image

Добиньи, Шарль-Франсуа (Daubigny, Charles Fran?ois, 15.02.1817 г., Париж – 19

Художники Италии:

News image

Аннибале Карраччи (1560-1609)

Ученик своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних пр...

News image

Франческо Альботто (1721-1757)

Итальянский живописец. До недавнего времени было очень мало известно о жизни этого Венецианского живописца 18 столетия, который прожил только 37 ле...

News image

Джованни Чимабуэ (Ченни ди Пепо)( (1240/45-1301)

Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры, которые по праву таковыми могли именоваться, но, что еще существеннее, как бы уничтожены были со...

Русская школа

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация