Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Джованни Антонио Гварди (1698-1760)


Джованни Антонио Гварди (1698-1760)
Школы - Итальянские художники

джованни антонио гварди (1698-1760)

Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала семья.

В 1716 после смерти отца возглавил его мастерскую, где обучались младшие братья — Франческо и Никколо (1715—1786), ставшие впоследствии сотрудниками Джованни Антонио.

Произведений Доменико Гварди не сохранилось, поэтому трудно установить, что Джованни Антонио унаследовал от отца. Однако в его творчестве очевидно влияние Дж. Б. Пьяццетты и С. Риччи. В Венеции Джованни Антонио посещал мастерскую К. Лотта и брал уроки у декоратора М. Альмонте. В 1756 стал членом Академии художеств Венеции. Мастерская Дж. А. Гварди выполняла большие заказы: алтарные образы для церквей, полотна на исторические и мифологические сюжеты, портреты для индивидуальных заказчиков, картины с изображениями цветов в манере венских живописцев. Значительная часть заказов была связана с написанием копий с произведений известных венецианских мастеров, которые пользовались большим спросом. Известно, что в мастерской Дж. А. Гварди выполнялись копии с произведений Паоло Веронезе, Тициана, Тинторетто, Я. Бассано, С. Риччи, Д. Фетти, Ш. Маффеи, с портретов современных французских художников. В 1730—1745 мастерская имела заказы от фельдмаршала Венецианской республики, руководившего ее фортификационными постройками М. фон Шуленбурга, участника войны с турками. Джованни Антонио исполнил для него парадные портреты самого фельдмаршала, членов царствующих домов Европы, а также написал три полотна (1742—1743) на сюжеты из жизни турок. Возможно, в этих работах принимал участие Ф. Гварди, на что указывает различие в манере исполнения.

Вопрос о степени участия каждого из братьев в совместных произведениях поддается определению с трудом, хотя установлено, что Джованни Антонио лучше удавались фигуры, а Франческо был прирожденным пейзажистом. Наиболее достоверно участие Дж. А. Гварди в росписи трех люнетов сакристии приходской церкви Виго д’Анауния в Тренто. В исполненных здесь композициях Мадонна с Младенцем во славе и святыми Рокко, Никколо, Карлом Борромейским и Антонием Падуанским; Св. Троица среди святых и четырех евангелистов, а также Семь скорбей Девы Марии, четверо святых и четверо отцов церкви (Дрезден, Картинная галерея) ощутимо влияние С. Риччи. На приверженность живописной манере Риччи указывает пульсирующий мазок, передающий струящиеся складки одежд. Мазок Джованни Антонио более компактен, чем у Риччи, но прием живописи свободной широкой кистью художник заимствует у последнего.

В сакристии церкви Виго д’Анауния в Тренто сохранились росписи с изображениями ваз с букетами, оплетенных виноградными лозами корзин с плодами и цветами на светлом голубом фоне (в этой работе принимал участие, возможно, и Франческо). Традиция написания таких натюрмортов восходит к венской школе живописи, мастера которой опирались на голландские и фламандские произведения этого жанра.

С помощью брата Франческо, возможно, исполнены полотна на сюжеты из античной истории Муций Сцевола, Триумф Аврелия, Великодушие Сципиона, Смерть Софонисбы (Осло, вилла Богштадт). Сцены трактованы с театральным пафосом и мелодраматизмом, фигуры, изображенные среди античных руин, охвачены ритмом бурного барочного движения, которому вторит экспрессивный плывущий мазок Джованни Антонио.

После 1755 Джованни Антонио создал цикл из пяти живописных панно к поэме Т. Тассо Освобожденный Иерусалим (Лондон, частное собрание). Он увлекся этой темой, вдохновившись гравюрами Дж. Б. Пьяццетты (1745), с которым подружился во время работы для М. фон Шуленбурга. Панно исполнены в яркой колористической гамме. Аркадийские идиллические поэмы Тассо переданы в сценах, полных фантазии и волшебства, напоминающих некий ирреальный мир театральных фьяб, как в живописи С. Риччи.

Одной из наиболее значительных работ, выполненных мастерской Дж. А. Гварди в 1749—1752, была роспись боковых створок деревянного парапета органа венецианской церкви Архангела Рафаила. На панно изображены сцены из Книги Товита, повествующие о слепом старце Товите и его сыне Товии. Ученые расходятся в мнении о том, являются ли эти росписи работой Франческо или обоих братьев. Живопись створок органа словно вторит его чудесной музыке, и они звучат как последние уходящие ноты изысканного мира грез рококо.

Джованни Антонио Гварди вряд ли можно считать менее значительным художником, чем Франческо Гварди. Его имя прочно вошло в историю европейского искусства XVIII в.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Якоб Йорданс

News image

Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, одном из самых преуспевающих городов тогдашней Фландрии. Его отец торговал мануфактурой, благода...

Гюстав Кайботт

News image

Гюстав Кайботт родился 19 августа 1848 г. в Париже в семье, принадлежавшей к высшим слоям парижского общества. Его отцу, Марсьялю Кайботту (фр. Mart...

Бальтюс

News image

БАЛЬТЮС (Balthus), настоящее имя Клоссовски де Рола, Бальтазар

Симон Вуэ

News image

Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции).

Художники Италии:

News image

Джотто ди Бондоне (1266-1337)

Двадцать восемь картин ассизского цикла, посвященного жизни св. Франциска, - великолепный пример щедрого раскрытия творческих сил ху...

News image

Сассетта (Стефано ди Джованни) (1392-1450)

Стефано ди Джованни Сассетта — центральная фигура «серебряного века» сиенской живописи — века пя...

News image

Спинелло Аретино (1346-1410)

Прозвище «Аретино» ему досталось в наследство от его родного города Ареццо. Аретино трудно считать чисто сиенским художником, потому что он работал по всей То...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация