Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Джованни Фаттори (1825-1907)

Джованни Фаттори (1825-1907)
Школы - Итальянские художники

джованни фаттори (1825-1907)

Джованни Фаттори родился 6 сентября 1825 года в Ливорно. Родители его занимались торговлей, и семья хотя и не жила на широкую ногу, но в необходимом себе не отказывала. Впрочем, жизнь в провинции всегда отличалась дешевизной, да к тому же приучала довольствоваться малым. Пускать пыль в глаза здесь было бесполезно, ибо все знали истинное положение дел друг друга. Возможно, именно вкоренившимся в детстве презрением к излишествам объясняется вся последующая, очень мало ориентированная на стяжание земных благ, творческая биография Фаттори. В старости он писал: «Я с величайшим уважением отношусь к искусству, и у меня никогда не возникало соблазна унизить его из корыстных соображений, поэтому я всегда жил очень скромно в материальном отношении».

История не донесла до нас никаких подробностей детства и отрочества Фаттори — по крайней мере, таких, которые заслуживали бы особого внимания. Его жизнь протекала так же, как и жизнь прочих детей «среднезажиточных» провинциальных семей: воскресные хождения в церковь, шумные именины и родственные обеды (на которые собиралось до сорока человек кузенов, кузин, внучатых племянников и дядьев). Лишь одним Джованни выделялся из среды своих горластых и непоседливых сверстников — он брал уроки рисования.

Заметив художественные способности мальчика довольно рано, родители поспешили отдать его под опеку местного живописца Джузеппе Бальдини. Последний не блистал выдающимися талантами, однако свое дело сделал: обучил Фаттори азам художественного ремесла.

К двадцати годам нашему герою стало тесно в Ливорно. Он еще мало смыслил в живописи, однако уже чутьем понимал, что Бальдини больше ничему его не научит. После длительных и не всегда безмятежных семейных переговоров, юный художник получил от родителей благословение на отъезд во Флоренцию, куда в то время стремились все молодые люди, горевшие желанием посвятить себя искусству. Стоит ли говорить, что Фаттори, едучи в сей славный город, более хотел «себя показать», нежели «людей посмотреть»? Наивно полагая себя «почти готовым к славе», юноша собирался в путь, лелея смутные, но весьма честолюбивые надежды.

Каково же было его первое впечатление от Флоренции? В той же автобиографии, отрывок из которой мы процитировали выше, мастер признавался: «Флоренция опьянила меня. Я встречал многих художников, но ничего не понимал. Все они казались мне хорошими, и я пал духом настолько, что меня пугала мысль о необходимости начать учиться».

Вскоре Фаттори поступил в частную школу Беццуоли. Он занимался в ней достаточно усердно, но благодарных воспоминаний она в нем не оставила. «Я начал работать, не зная ничего. Нас было четверо юношей, и мы писали копии с оригиналов; но маэстро так и не появился. Я решил пойти в Академию художеств, чтобы иметь возможность пройти регулярный курс рисунка и живописи». Так оно и было. Промаявшись некоторое время в скучной мастерской Беццуоли, молодой провинциал поступил во флорентийскую Академию художеств, где благополучно проучился несколько лет (с перерывом на участие в революционных событиях 1848—49 годов). Дипломную работу он написал на сюжет исторического романа Гросси «Ильдегонда», весьма популярного в то время, окрашенное в драматичные тона Рисорджименто.

По окончании Академии в жизни Фаттори наступила эпоха творческого поиска, приведшего его во флорентийское «Кафе Микеланджело». В 1855 году в «Кафе Микеланджело» в результате долгих дебатов и споров сложилась группа художников, объединенная единой творческой программой и получившая название «маккьяйоли». Нужно отметить, что программа, выработанная молодыми живописцами (изображать только события современной жизни), была очень односторонней. Зато художественная практика «маккьяйолистов» блестяще показала, что теория, как водится, суха, «но древо жизни пышно зеленеет». В группу «маккьяйоли» вошли, помимо Джованни Фаттори, Телемако Синьорини (1835— 1901), Сильвестро Лега (1826—1895) и многие другие художники 1820-х — 1830-х годов рождения. О первых «маккьяйолистских» годах Фаттори вспоминал впоследствии с нежностью: «Мы были нищими и вели разгульно-богемный образ жизни, однако все это не мешало нам чувствовать себя счастливыми: ведь все, что мы делали, мы делали во имя искусства».

В 1860 году разгульной жизни пришел конец. Джованни Фаттори женился на Сеттимии Вануччи и на некоторое время уехал вместе с нею в Ливорно, в лоно семьи. Цель поездки заключалась не только в том, чтобы ближе познакомить молодую супругу с родственниками. Художник надеялся также, что морской воздух излечит ее от чахотки, которой она страдала. Забегая вперед, скажем, что развитие болезни остановить не удалось, и в 1867 году Фаттори овдовел.

Вместе с новобрачными в Ливорно отправился Нино Коста. С этим мастером, принадлежавшим к классической пейзажной школе, но обладавшим взглядом ясным и непредвзятым. Фаттори часами гулял в окрестностях Ливорно («мы бродили по полям, и каждая прогулка была для меня драгоценным уроком»).

После смерти первой жены художник долгое время не хотел думать о том. чтобы связать свою жизнь с другой женщиной. Похоронив свои мечты о семейном счастье, он с головой ушел в работу, в общение с близкими по духу людьми. Наиболее ценными для Фаттори были отношения с Диего Мартелли, писателем и критиком, много сделавшим для пропаганды направления «маккьяйоли» как в Италии, так и за рубежом. Живой и остроумный собеседник, Мартелли не только подал нашему герою несколько ценных творческих идей, но и смог отвлечь его от бесплодных страданий.

В 1873 году Джованни Фаттори впервые побывал в Риме. Результатом этой поездки стали несколько прекрасных работ, обративших на себя внимание критики. Сразу же по возвращении он получил приглашение от своего приятеля, живописца Франческо Джиоли (с ним Фаттори познакомился незадолго до своего отъезда в Рим), пожить некоторое время в его имении близ Пизы. Фаттори с радостью согласился, но за делами и хлопотами постоянно откладывал свой приезд. «Совместные каникулы» художникам удалось провести только летом 1875 года.

С семьей Джиоли и их гостеприимным домом связан один из самых драматичных эпизодов в жизни Фаттори. На их вилле он познакомился с Амалией Нолленберг, гувернанткой детей Джиоли, поразившей его своим умом, изяществом и тактом. В 1880 году между художником и гувернанткой вспыхнул роман. Влюбленные были так ослеплены страстью, что вели себя крайне неосторожно, и их отношения быстро стали известны окружающим. Фаттори пришлось покинуть дом Джиоли. Роман с Амалией Нолленберг стал первым в череде поздних влюбленностей мастера. В 1885 году он познакомился с Марианной Бигацци, которой суждено было через шесть лет стать его второй женой (знаменитый «Портрет падчерицы», созданный Фаттори в 1889 году, — это портрет ее дочери).

В середине 1880-х годов Фаттори уже — признанная величина в артистическом мире Италии. С 1886 года он преподает в Академии художеств во Флоренции, в 1888 году получает звание почетного академика болонской Академии (далее подобные звания сыпались на него как из рога изобилия). Кульминацией этого неуклонного движения к славе и почету стало присуждение Фаттори золотой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.

Старость Фаттори встречал рука об руку уже не с Марианной Бигацци, но с третьей женой — Фанни Мартинелли (она запечатлена на одном из лучших поздних портретов нашего героя), на которой он женился спустя некоторое время после смерти Марианны, в 1905 году. Их брак был счастливым союзом понимающих друг друга с полуслова людей, но в 1907 году Фанни умерла. Последние месяцы жизни мастера были скрашены лишь общением с учениками и воспоминаниями о товарищах молодых лет.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Карл Павлович Брюллов

News image

В отличие от Иванова и Федотова Карл Павлович Брюллов (1799— 1852) был прирожденным портретистом.

Пьер Боннар

News image

Пьер Боннар (фр. Pierre Bonnard, 3 октября 1867 г., Фонтене-о-Роз — 23 января 1947 г., Ле-Канне) — знаменитый французский живописец и график

Валантен де Булонь

News image

Валантен де БУЛОНЬ (3.01.1591-1632)

Рокотов и Левицкий

News image

Как Рембрандт среди „малых голландцев , так же выделяются на фоне „малых портретистов второй половины XVIII века замечательные мастера Рокотов и Ле...

Художники Италии:

News image

Кристофано Аллори (1577-1621)

Прозванный Младшим Бронзино, сын Алессандро Аллори, ученик сперва этого художника, а потом Санти ди Тито, Чиголи и Грегорио Па...

News image

Джакомо Паккьяротти (1474-1540)

Имя Джакомо Паккьяротти усилиями исследователей было отделено от имени мифического «Паккьяротто, работавшего в Фонтенбло», которому ранее приписывались произведения Джакомо, и другого художника — Джироламо дель Па...

News image

Мазаччо (1401–1428)

Мазаччо (Masaccio) – Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Tommaso di Giovanni di Simone Guidi) – великий итальянский художник эпохи Возрождения, прозванный Мазаччо, законодатель ренессансных традиций, реформатор живописи эпохи кв...

Русская школа

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация