Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Валантен де Булонь
Школы - Русская портретная живопись

валантен де булонь

Валантен де БУЛОНЬ (3.01.1591-1632)

Валантен один из наиболее значительных французских живописцев 17 века. Он принадлежит к плеяде римских французов: мастеров, которые достойнейшим образом представляли национальную школу Франции, постоянно обитая в Риме, как Пуссен, Клод Лоррен и некоторые другие.

Интернациональный Рим, всеевропейская столица искусств, принимал очень многих мастеров из разных стран: там жили выходцы из Голландии и Франции, Германии и славянских стран, туда приезжали самые великие мастера: Рубенс, Веласкес, и, вероятно, Жорж де ла Тур.

Валантен де Булонь оказался в Италии в возрасте двадцати с небольшим лет. Первое, что его там поразило и привлекло не античное искусство и даже не Ренессанс, а только что произошедшая художественная революция Караваджо. В то время появление этого нового искусства еще не называли такими словами, как революция или начало новой эпохи. Но всеобщее внимание, не всегда сочувственное, а зачастую и недоброжелательное, было привлечено к картинам Караваджо, который отказался от идеального исправления натуры и настойчиво утверждал прямое видение и полную достоверность в передаче реальности как она есть, с ее грубостью и неправильностью. Притом в этом искусстве присутствовали и чисто итальянская величавая монументальность, и итальянская страстность.

Французские живописцы тех времен, да и времен более поздних, меньше поддавались гипнозу караваджизма, чем художники Голландии или Испании. Что касается Пуссена, то он, судя по некоторым данным, вообще отрицательно относился к идеям и принципам Караваджо, хотя раз или два все же попытался применить в своих картинах приемы своего антипода.

Французы больше тяготели к классицизму, к разумной стройности и просветленной гармонии античности и Рафаэля. И все же такие французские художники, как Робер Турнье, Клод Виньон, Валантен де Булонь, вносят важный вклад в продолжение и развитие художественной революции искусства, обращенного к натуре и непосредственности выражения.

Валантен написал большую Аллегорию Рима, картины на евангельские сюжеты (превосходное Отречение Петра из московского Музея изобразительных искусств). Писал он и образы святых. И все же более всего он прославился среди своих современников и привлекает сегодня внимание зрителей своими жанровыми произведениями, изображающими концерты, игроков в карты или кости, посетителей трактира. Таковы Шулер из Дрезденской галереи, Концерт из Лувра и знаменитое луврское Гадание. В этих и других работах Валантен выступает достойным наследником Караваджо и в то же время современником и сотоварищем Пуссена, которого близко знал.

Строгая и разумная простота композиции господствует в картине Гадание. И другие произведения Валантена своим построением напоминают классический барельеф: ни одна фигура, ни одна деталь не вырываются за пределы стройно организованной пространственной структуры. Композиции Валантена триумф логичности, уравновешенности и простоты.

Очевидна связь искусства этого художника с французской традицией, хотя лишь приблизительно можно говорить о философской направленности произведений Валантена. Для французской живописи, начиная с Жана Фуке, разум и размышление суть важнейшие вещи в картине.

Дело не только в том, что игра в карты и в кости, нередко запечатлевавшаяся Валантеном, символизирует судьбу, фортуну, то есть, в сущности, некую жизненную философию. Важнее то, что жанровые картины Валантена, в отличие от подобных произведений итальянских и нидерландских мастеров, не знают шумной суеты. Они передают душевное состояние героев, их настроение. Там никто не горланит, не дерется, не гримасничает, а если изображаются, например, музыканты, то они самозабвенно погружены в стихию звуков и далеки от обыденных помыслов и интересов.

Это состояние сосредоточенного размышления, господствующее в картинах Валантена, вызывает в памяти картины таких французских мастеров, как Луи Ленен и Жорж де ла Тур. Внутреннее содержание произведений разных по стилистике и творческой индивидуальности их создателей выражает стихию углубленного размышления о неких важнейших вопросах бытия, что является одним из главных признаков и достижений классического французского искусства.

Мы не знаем, о чем именно размышляют герои Валантена. Догадываемся, что у них было о чем раздумывать в сложную эпоху исторического перелома с еще невиданными войнами и невиданными революциями, с рождением новой науки и нового искусства. Философы 17 века Шаррон, Декарт, Грасиан, Паскаль рассуждали о силе и слабости человека и его разума, о парадоксах бытия, о вере и неверии. Настоящим философом был и друг Валантена Никола Пуссен.

Изображенные в картинах Валантена люди живут в глубоких раздумьях о чем-то очень важном, первостепенно существенном. Они не прикладывают палец ко лбу, не делают вообще никаких многозначительных жестов. Глядя на эти суровые и величественные в своей простоте и правде полотна, мы словно ощущаем тревожное, напряженное размышление, философское переживание о времени и о человеке, живущем в сложную эпоху исторического перелома, начала Нового времени.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Барон Анри Шарль Антуан (1816 г., Бесансон – 1885 г., Ж

News image

Родился в 1816 году в Бесансоне. Учился в ателье Жана Жигу в Париже. Работал совместно с Франсуа Луи Франсе. Соавторство двух художников Франсуа Луи...

Павел Андреевич Федотов

News image

Если у других непортретистов (Венецианов, Иванов) портрет обычно совпадал с основной линией их искусства, то в критическом, драматическом, а к концу...

Эва Гонсалес

News image

Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. - 5 мая 1883 г.), французская художница, родилась в Париже. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства

Жюль Дюпре

News image

Жюль Дюпре (фр. Dupre, 05.04.1811 г

Художники Италии:

News image

Венето Бартоломео (1470-1531)

Итальянский живописец, представитель венецианской школы. Ученик венецианского мастера Джованни Беллини, влияние которого можно заметить в некоторых из его ранних ра...

News image

Антонио Сант'Элиа (1888— 1916)

Родился в городе Комо, Ломбардия. Начав, как строитель, организовал проектное бюро в Милане в 1912 и активно включился в процесс развития художественного течения, известного как Фу...

News image

Джорджоне (1478–1510)

Венецианский художник эпохи Ренессанса. Родился в Кастельфранко в Венето. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 15...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация