Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Валантен де Булонь
Школы - Русская портретная живопись

валантен де булонь

Валантен де БУЛОНЬ (3.01.1591-1632)

Валантен один из наиболее значительных французских живописцев 17 века. Он принадлежит к плеяде римских французов: мастеров, которые достойнейшим образом представляли национальную школу Франции, постоянно обитая в Риме, как Пуссен, Клод Лоррен и некоторые другие.

Интернациональный Рим, всеевропейская столица искусств, принимал очень многих мастеров из разных стран: там жили выходцы из Голландии и Франции, Германии и славянских стран, туда приезжали самые великие мастера: Рубенс, Веласкес, и, вероятно, Жорж де ла Тур.

Валантен де Булонь оказался в Италии в возрасте двадцати с небольшим лет. Первое, что его там поразило и привлекло не античное искусство и даже не Ренессанс, а только что произошедшая художественная революция Караваджо. В то время появление этого нового искусства еще не называли такими словами, как революция или начало новой эпохи. Но всеобщее внимание, не всегда сочувственное, а зачастую и недоброжелательное, было привлечено к картинам Караваджо, который отказался от идеального исправления натуры и настойчиво утверждал прямое видение и полную достоверность в передаче реальности как она есть, с ее грубостью и неправильностью. Притом в этом искусстве присутствовали и чисто итальянская величавая монументальность, и итальянская страстность.

Французские живописцы тех времен, да и времен более поздних, меньше поддавались гипнозу караваджизма, чем художники Голландии или Испании. Что касается Пуссена, то он, судя по некоторым данным, вообще отрицательно относился к идеям и принципам Караваджо, хотя раз или два все же попытался применить в своих картинах приемы своего антипода.

Французы больше тяготели к классицизму, к разумной стройности и просветленной гармонии античности и Рафаэля. И все же такие французские художники, как Робер Турнье, Клод Виньон, Валантен де Булонь, вносят важный вклад в продолжение и развитие художественной революции искусства, обращенного к натуре и непосредственности выражения.

Валантен написал большую Аллегорию Рима, картины на евангельские сюжеты (превосходное Отречение Петра из московского Музея изобразительных искусств). Писал он и образы святых. И все же более всего он прославился среди своих современников и привлекает сегодня внимание зрителей своими жанровыми произведениями, изображающими концерты, игроков в карты или кости, посетителей трактира. Таковы Шулер из Дрезденской галереи, Концерт из Лувра и знаменитое луврское Гадание. В этих и других работах Валантен выступает достойным наследником Караваджо и в то же время современником и сотоварищем Пуссена, которого близко знал.

Строгая и разумная простота композиции господствует в картине Гадание. И другие произведения Валантена своим построением напоминают классический барельеф: ни одна фигура, ни одна деталь не вырываются за пределы стройно организованной пространственной структуры. Композиции Валантена триумф логичности, уравновешенности и простоты.

Очевидна связь искусства этого художника с французской традицией, хотя лишь приблизительно можно говорить о философской направленности произведений Валантена. Для французской живописи, начиная с Жана Фуке, разум и размышление суть важнейшие вещи в картине.

Дело не только в том, что игра в карты и в кости, нередко запечатлевавшаяся Валантеном, символизирует судьбу, фортуну, то есть, в сущности, некую жизненную философию. Важнее то, что жанровые картины Валантена, в отличие от подобных произведений итальянских и нидерландских мастеров, не знают шумной суеты. Они передают душевное состояние героев, их настроение. Там никто не горланит, не дерется, не гримасничает, а если изображаются, например, музыканты, то они самозабвенно погружены в стихию звуков и далеки от обыденных помыслов и интересов.

Это состояние сосредоточенного размышления, господствующее в картинах Валантена, вызывает в памяти картины таких французских мастеров, как Луи Ленен и Жорж де ла Тур. Внутреннее содержание произведений разных по стилистике и творческой индивидуальности их создателей выражает стихию углубленного размышления о неких важнейших вопросах бытия, что является одним из главных признаков и достижений классического французского искусства.

Мы не знаем, о чем именно размышляют герои Валантена. Догадываемся, что у них было о чем раздумывать в сложную эпоху исторического перелома с еще невиданными войнами и невиданными революциями, с рождением новой науки и нового искусства. Философы 17 века Шаррон, Декарт, Грасиан, Паскаль рассуждали о силе и слабости человека и его разума, о парадоксах бытия, о вере и неверии. Настоящим философом был и друг Валантена Никола Пуссен.

Изображенные в картинах Валантена люди живут в глубоких раздумьях о чем-то очень важном, первостепенно существенном. Они не прикладывают палец ко лбу, не делают вообще никаких многозначительных жестов. Глядя на эти суровые и величественные в своей простоте и правде полотна, мы словно ощущаем тревожное, напряженное размышление, философское переживание о времени и о человеке, живущем в сложную эпоху исторического перелома, начала Нового времени.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Вклад иностранных портретистов

News image

Обращение к западной культуре, науке, военному делу, кораблестроению при Петре стало государственной политикой, в результате которой „европейское пр...

Шарль-Теофил Ангран (1854-1926)

News image

Французский художник, представитель неоимпрессионизма.

Луи-Леопольд Буальи

News image

БУАЛЬИ, Луи Леопольд (Boilly Louis Leopold, 1761 г., Ла-Бассе — 1845 г., Париж) - художник, автор жанровых сцен и портретов.

Антуан Ватто

News image

Антуан (Жан Антуан) Ватто (Watteau, крещен 10.10.1684 г., Валансьенн, французская Фландрия, - 18

Художники Италии:

News image

Артемизия Джентилески (1593-1653)

Как все художницы эпохи, дочь живописца. Ее отец — Орацио Джентилески, принадлежал к школе Ка...

News image

Либерале да Верона (1445-1528)

Во главе второй группы веронских живописцев, которая соперничала со школой Мороне, стоял Либерале да Верона. По своему стилю он был миниатюристом, и, может быть, оттого что традиции дольше удерживаются в ис...

News image

Маттиа Прети (1613-1699)

Маттиа Прети (итал. Mattia Preti; 24 февраля 1613, Таверна — 3 января 1699, Валлетта) — итальянский ху...

Русская школа

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Авторизация