Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image

Валантен де Булонь
Школы - Русская портретная живопись

валантен де булонь

Валантен де БУЛОНЬ (3.01.1591-1632)

Валантен один из наиболее значительных французских живописцев 17 века. Он принадлежит к плеяде римских французов: мастеров, которые достойнейшим образом представляли национальную школу Франции, постоянно обитая в Риме, как Пуссен, Клод Лоррен и некоторые другие.

Интернациональный Рим, всеевропейская столица искусств, принимал очень многих мастеров из разных стран: там жили выходцы из Голландии и Франции, Германии и славянских стран, туда приезжали самые великие мастера: Рубенс, Веласкес, и, вероятно, Жорж де ла Тур.

Валантен де Булонь оказался в Италии в возрасте двадцати с небольшим лет. Первое, что его там поразило и привлекло не античное искусство и даже не Ренессанс, а только что произошедшая художественная революция Караваджо. В то время появление этого нового искусства еще не называли такими словами, как революция или начало новой эпохи. Но всеобщее внимание, не всегда сочувственное, а зачастую и недоброжелательное, было привлечено к картинам Караваджо, который отказался от идеального исправления натуры и настойчиво утверждал прямое видение и полную достоверность в передаче реальности как она есть, с ее грубостью и неправильностью. Притом в этом искусстве присутствовали и чисто итальянская величавая монументальность, и итальянская страстность.

Французские живописцы тех времен, да и времен более поздних, меньше поддавались гипнозу караваджизма, чем художники Голландии или Испании. Что касается Пуссена, то он, судя по некоторым данным, вообще отрицательно относился к идеям и принципам Караваджо, хотя раз или два все же попытался применить в своих картинах приемы своего антипода.

Французы больше тяготели к классицизму, к разумной стройности и просветленной гармонии античности и Рафаэля. И все же такие французские художники, как Робер Турнье, Клод Виньон, Валантен де Булонь, вносят важный вклад в продолжение и развитие художественной революции искусства, обращенного к натуре и непосредственности выражения.

Валантен написал большую Аллегорию Рима, картины на евангельские сюжеты (превосходное Отречение Петра из московского Музея изобразительных искусств). Писал он и образы святых. И все же более всего он прославился среди своих современников и привлекает сегодня внимание зрителей своими жанровыми произведениями, изображающими концерты, игроков в карты или кости, посетителей трактира. Таковы Шулер из Дрезденской галереи, Концерт из Лувра и знаменитое луврское Гадание. В этих и других работах Валантен выступает достойным наследником Караваджо и в то же время современником и сотоварищем Пуссена, которого близко знал.

Строгая и разумная простота композиции господствует в картине Гадание. И другие произведения Валантена своим построением напоминают классический барельеф: ни одна фигура, ни одна деталь не вырываются за пределы стройно организованной пространственной структуры. Композиции Валантена триумф логичности, уравновешенности и простоты.

Очевидна связь искусства этого художника с французской традицией, хотя лишь приблизительно можно говорить о философской направленности произведений Валантена. Для французской живописи, начиная с Жана Фуке, разум и размышление суть важнейшие вещи в картине.

Дело не только в том, что игра в карты и в кости, нередко запечатлевавшаяся Валантеном, символизирует судьбу, фортуну, то есть, в сущности, некую жизненную философию. Важнее то, что жанровые картины Валантена, в отличие от подобных произведений итальянских и нидерландских мастеров, не знают шумной суеты. Они передают душевное состояние героев, их настроение. Там никто не горланит, не дерется, не гримасничает, а если изображаются, например, музыканты, то они самозабвенно погружены в стихию звуков и далеки от обыденных помыслов и интересов.

Это состояние сосредоточенного размышления, господствующее в картинах Валантена, вызывает в памяти картины таких французских мастеров, как Луи Ленен и Жорж де ла Тур. Внутреннее содержание произведений разных по стилистике и творческой индивидуальности их создателей выражает стихию углубленного размышления о неких важнейших вопросах бытия, что является одним из главных признаков и достижений классического французского искусства.

Мы не знаем, о чем именно размышляют герои Валантена. Догадываемся, что у них было о чем раздумывать в сложную эпоху исторического перелома с еще невиданными войнами и невиданными революциями, с рождением новой науки и нового искусства. Философы 17 века Шаррон, Декарт, Грасиан, Паскаль рассуждали о силе и слабости человека и его разума, о парадоксах бытия, о вере и неверии. Настоящим философом был и друг Валантена Никола Пуссен.

Изображенные в картинах Валантена люди живут в глубоких раздумьях о чем-то очень важном, первостепенно существенном. Они не прикладывают палец ко лбу, не делают вообще никаких многозначительных жестов. Глядя на эти суровые и величественные в своей простоте и правде полотна, мы словно ощущаем тревожное, напряженное размышление, философское переживание о времени и о человеке, живущем в сложную эпоху исторического перелома, начала Нового времени.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Теодор Жерико

News image

Теодор Жерико (фр. Gericault, 26.09.1791 г

Жан Фредерик Базиль

News image

Жан Фредерик Базиль, более известный как Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille,1841—1870 гг.) — французский живописец, один из основателей итмп...

Анри-Эдмоном Кросс

News image

В пейзажах Анри Эдмона Кросса и его друзей Поля Синьяка, Сёра и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах...

Василий Андреевич Тропинин

News image

Василий Андреевич Тропинин (1776—1857) во многом был противоположностью Кипренского. Он прожил долгую и небогатую событиями жизнь, пользуясь славой ...

Художники Италии:

News image

Барна да Сиена

Вазари приписывает его кисти ряд произведений, в частности фресковые росписи в церкви Колледжата в Сан-Джиминьяно, и описывает его драматическую смерть в расцвете лет — Барна, якобы, упал с подмостьев во вр...

News image

Аннибале Карраччи (1560-1609)

Ученик своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних пр...

News image

Алессандро Аллори (1535-1607)

Аллори (Alessandro Allori), Алессандро (1535-1607), флорентийский живописец, ученик и приемный сын Бронзино. Яркий представитель ма...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация