Франкен, Амброзиус (FRANCKEN, Ambrosius) |
Школы - Голландские художники |
Франкен (Franken) — семейство фламандских живописцев, из членов которого более других известны: 1) Иеронимус Ф. (1540—1610). Получив образование в Антверпене под руководством Фр. Флориса, он отправился во Францию, где в 1565 г. участвовал вместе с Корн. Кетелем в украшении живописью Фонтенеблоского дворца и при кор. Генрихе III был официальным портретистом его двора. По смерти этого государя сделал поездку в Италию и возвратился в Антверпен, но в 1595 г. снова явился в Париж и занял место придворного живописца. Писал исторические и религиозные сюжеты в итальянизирующей манере Фр. Флориса, уступая ему в исправности рисунка и в сочности кисти, но превосходя его в одушевленности композиции. Картины незначительного размера удавались ему лучше, чем большие, но более всего он был искусен в портретных работах. Самые замечательные его картины — Отречение Карла V от престола (в амстердамск. музее), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (в Дрезденской гал.) и Морские боги (в Стокгольмск. музее). 2) Франс Ф. Первый (1542—1616), брат предыдущего, ученик также Фр. Флориса, работал в Антверпене, где в 1569 г. был принят в члены гильдии св. Луки и с 1585 г. был ее старшиной. Он образовал многих учеников, к числу которых принадлежат его сыновья Иеронимус Второй (1578—1629), Франс Второй и Амброзиус Второй (умер в 1632 г.), а также Г. Гортциус, Ян де Валь и др. Хороший рисунок, сильный колорит, наглядная понятность композиции составляют главные достоинства его многочисленных картин, имеющих по большей части очень умеренную величину. В их ряду наиболее известны: История Есфири (в Луврск. муз. в Париже), Этеокл и Полиника (в антверпенск. муз.), Отрок-Христос среди мудрецов (триптих в Антверпенском соборе), Положение во гроб (в антверп. црк. св. Иакова), Бегство во Египет , Сотворение Евы и Сотворение животных (в Дрезденск. гал.), Пиршество , Солон при дворе Креза , Кабинет любителя искусства и Се человек (в Венск. муз.) и Брак в Кане Галилейской (в Имп. Эрмитаже). 3) Франс Ф. Второй (1581—1642), сын и ученик предыдущего, самый плодовитый и талантливый из всех представителей семейства, по выходе из отцовской школы посетил Италию, получил там прозвище дон Франчиско и по возвращении своем в 1605 г. в Антверпен был принят мастером в тамошнюю гильдию св. Луки и в 1615 г. сделался в ней старшиной. Подобно своему отцу, он писал картины исключительно небольшой величины на религиозные, исторические, мифологические и жанровые сюжеты, отличаясь прекрасным, тонко обработанным рисунком, тщательным исполнением аксессуаров и энергичным, но малогармоничным колоритом. Нередко Брюгель Бархатный, Иост де Момпер и П. Неффс Старший приглашали его оживлять фигурами, первые двое — свои пейзажи, а последний — свои виды внутренностей церквей. В подписях на многих из своих произведений он выставлял перед своею фамилией буквы D и О — сокращение эпитета de Oude , т. е. Старший , для того чтобы его не смешивали с его сыном, Франсом Ф. Третьим. Картины этого художника встречаются во многих общественных и частных коллекциях. Известнейшие между ними: Шабаш ведьм (в Венск. музее), Христос перед Пилатом , Лобзание Иуды и Нептун и Амфитрита (в мадридск. музее дель Прадо), Истязание Спасителя и Блудный Сын (в Луврск. муз.), Мария Магдалина у ног Спасителя (в црк. Богородицы в Брюгге), Крез и Солон (в Брюссельск. гал.), Подвиги христианского милосердия и Чудо у гробницы св. Брунона (в антверпенск. муз.), Триумф Галатеи , Израильтяне по переходе через Черное море и Царь Мидас (в Брауншвейгск. муз.), Христос на Елеонской горе и Фантастическая сцена (в Берлинск. муз.), Пиршество и Несение креста (в Дрезденск. гал.), Кабинет любителя искусства (во дворце Питти во Флоренции), Израильтяне по переходе через Чермное море , Семь подвигов христианского милосердия и Возвращение Давида в Иерусалим после победы над Голиафом (в Имп. Эрмитаже). 4) Франс Ф. Третий (1607—1667), сын и ученик предыдущего, в первой половине своей деятельности подражавший ему, а потом подвергшийся в сильной степени влиянию Рубенса, вследствие чего ему присвоено в истории фламандской живописи прозвище Рубенсовского Ф. Замечательнейшие из известных его картин — Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне (в гал. кн. Лихтенштейна в Вене), Моисей, источающий воду из скалы (в аугсбургск. гал.) и Иродиада, принимающая подносимую ей голову Иоанна Предтечи (в одном частном собрании в Антверпене).
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Робер Делоне![]() ДЕЛОНЕ, РОБЕР (Delaunay, Robert) (1885–1941), французский художник, создатель стиля «орфизм». |
Жан Батист Грез![]() Жан Батист Грёз (Jean Baptist Greuze, 21.08.1725 г., Турню, Бургундия, - 21 |
Анри-Эдмоном Кросс![]() В пейзажах Анри Эдмона Кросса и его друзей Поля Синьяка, Сёра и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах... |
Орест Адамович Кипренский![]() Яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти XIX века Ореста Адамовича Кипренског... |
Художники Италии:
![]() Бартоломео Фра (1475-1517)Бартоломео (Баччо) делла Порта (ди Сан Марко) (1472 или 1475—1517), сын возчика Паоло дель Фатторино, — флорентинский живописец, с 1485 г. учился у Козимо Росселли, вместе с Пьеро ди Козимо и ... |
![]() Пьеро ди Козимо (1462-1521)В то время, как Джорджоне и Корреджо величайшими почестями и славой возвеличивали Ломбардскую область, не скудела еще и Тоскана талантами, среди которых не последним был Пьеро, сын некоего Лоренцо, золотых де... |
![]() Джулио Кловио (1498-1578)Джулио Кловио (итал. Giorgio Giulio Clovio; хорв. Juraj Julije Klović, прозвище Мачедо (Macedo) (1498, неподалеку от Цриквеницы— 5 января 1578, Рим) — итальянский живописец-миниатюрист хорватского пр... |