Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Маттео Джованнетти (1322-1368)

Маттео Джованнетти (1322-1368)
Школы - Итальянские художники

маттео джованнетти (1322-1368)

Один из крупнейших представителей «авиньонской школы» XIV века, Джованнетти родился в Витербо, откуда происходила его семья, и где, согласно документу от 1336 года, он был настоятелем в церкви Сан Мартино. Имя Джованетти впервые упоминается в папском письме от 1322 года. В другом письме от 1328 года сообщается о назначении Маттео священником в церковь Св. Луки в Витербо. Документ подписанный папой Бенедиктом XII (1334-42гг.) в 1336г. сообщает о назначении Джованетти настоятелем в церкви Сан Мартино, а документ от 1348 года свидетельствует, что Маттео был назначен главным настоятелем Верселя в Провансе. В Авиньоне он впервые упоминается в 1343 году, когда вместе с итальянскими и французскими мастерами расписывал фресками башню Гард-Роб в папским дворце.

Авиньон с 1309 по 1377 год был папской резиденцией, в связи с чем там было развернуто обширное строительство дворцов и церквей. В этот период в город устремилось большое число художников из разных стран, и в смешении разных национальных традиций здесь зародился художественный стиль, который впоследствии получит название «авиньонская школа».

Фрески в башне Гард-Роб с изображениями охоты и рыбной ловли написаны в натуралистической манере, характерной для французской готики. Однако трактовка пространства апеллирует к итальянской культуре, известной в Провансе благодаря таким тосканским и сиенским художникам, как Мастер кодекса св. Георгия и, особенно, Симоне Мартини. Этих художников можно считать духовными предтечами французской живописи. Во фресках башни Гард-Роб довольно трудно определить руку Маттео, поэтому большинство специалистов предпочитает называть эти фрески «произведением неизвестного мастера».

Гораздо ярче художественная натура Маттео Джованнетти проявилась во фресках капеллы Сен Мартиаль в папском дворце (1344-45), которые он исполнил самостоятельно или с помощниками. В них есть и последовательность рассказа, и яркие портреты. Эти фрески хорошо сохранились в отличие от других стенных росписей, созданных в этот период – в капелле Сен Мишель в папском дворце, и в Виильнёв–лез-Авиньоне, которые написаны по заказу Климента VI и Наполеоне Орсини. Кроме того, Джованнетти по заказу папы Климента VI расписал зал консистории в папском дворце, который был вскоре разрушен пожаром, а также исполнил фрески в капелле Иоанна Крестителя, сохранившиеся до наших дней. В этом же стиле Джованнетти расписал стены зала Гранд Одьенс (зал приемов), в котором господствовала большая фреска «Страшный суд», однако от этого ансамбля сохранился только фрагмент росписей на сводах с изображением «Двенадцати пророков и Сивиллы Эритрейской» (1352-53гг). Это превосходное произведение, в котором созвездие пророков соседствует со звездами неба и ведет споры о священных текстах, выдержано в духе французской готики.

Джованнеттти заметно выделялся среди других художников работавших при папском дворе, вероятно, что он не только работал кистью, но и был руководителем общих проектов росписей. Около 1355-56 годов по заказу папы Иннокентия VI он исполняет фрески в капелле Иоанна Крестителя монастыря в Вилльнёв-лез-Авиньоне, в которых готическая повествовательность достигла удивительной свободы. Однако эти фрески погибли.

Маттео Джованнетти создал очень мало станковых произведений. Исследователи приписывают ему триптих «Мадонна со св. Гермагором и Фортунато» (Париж, частное собрание, и Венеция, музей Коррер; другие части этого небольшого триптиха, известные по фотографиям, не сохранились), «Мадонну с младенцем» (Нью-Йорк, частное собрание), и «Распятие со святыми» (Витербо, Касса ди Риспаримо).

После долгого перерыва художник в 1365 году вновь поступает на папскую службу к Урбану V. Его работы этого периода исполненные для папского дворца (сцены из жизни св. Бенедикта, написанные в 1367 году на льняном полотне из 50 частей), к сожалению, не сохранились. Тогда же художник сопровождает Урбана V и его двор в Рим. В январе 1368 года он получает плату за работу в Ватикане; это последний известный документ, в котором упоминается его имя.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жан Фредерик Базиль

News image

Жан Фредерик Базиль, более известный как Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille,1841—1870 гг.) — французский живописец, один из основателей итмп...

Феликс Зим

News image

Феликс Зим прожил долгую и счастливую творческую жизнь. Он учился в Школе искусств в Дижоне, где в 1839 году его успехи в изображении пейзажей и арх...

Жан Клуэ

News image

Эту картину по нескольким причинам можно считать начальным памятником классической культуры во Франции. Франциск I не только получил власть над Итал...

Бугеро Адольф Вильям

News image

Вильям-Адольф Бугеро (William-Adolphe Bouguereau), французский живописец, крупнейший представитель салонной академической живописи.

Художники Италии:

News image

Гвидо да Сиена (XIII век)

Гвидо да Сиена традиционно считается если не отцом-основателем всей сиенской школы живописи, то по крайней мере одним из двух отцов (вторым считают Коппо ди Ма...

News image

Франческо Солимена (1657-1747)

Итальянский художник эпохи Барокко. Солимена - ведущий неаполитанский живописец первой половины XVII в., чей творческий путь был долгим и очень пл...

News image

Сандро Боттичелли (ок.1445–1510) (Алессандро Мариано Ди

Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Во...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Авторизация