Мор, Антонис |
Школы - Голландские художники |
Антонис Мор, Антонио Моро, Антонис ван Дасхорст Мор (Моr van Dashorst, Anthonie) (ок. 1519, Утрехт, Нидерланды — между 1576 и 1578, Антверпен, Бельгия) — нидерландский портретист XVI в., работавший при дворах Испании, Италии, Англии. Родился в Утрехте. Учился у живописца Яна ван Скореля (нидерл. Jan van Scorel), нидерландского мастера, известного тем, что он был первым голландским художником, понявшим важность обучения в Италии и попытавшимся познакомить Нидерланды с высоким итальянским Ренессансом. Когда папа Адриан VI Утрехтский, в прошлом — воспитатель императора Карла V в 1524 г. был избран на свой пост, Ян ван Скорель отправился с ним в Рим в качестве придворного художника. Предположительно, Мор ездил вместе с ним. В 1547 г. Мор был принят в члены гильдии св. Луки в Антверпене, вскоре после этого он привлек внимание кардинала Николаса Перрено де Гранвеллы, епископа Аррасского, фактического наместника Габсбургов в стране и известного мецената. Он стал его постоянным покровителем и представил императору Карлу. Художник легко вписался в атмосферу двора. Стал часто путешествовать по различным дипломатическим и художественным поручениям (в этом он окажется предшественником Рубенса). Его посылают в Лиссабон, где он пишет портрет португальской королевы Катарины и ее детей. Позже он возвращается в Мадрид и пишет изображения германских родственников правящей династии. В преддверии подготовки свадьбы Филиппа II и Марии Тюдор он отправляется в Англию, увозя с собой портрет жениха в латах, написанный Тицианом. В Лондоне он создает свой шедевр — портрет Марии Кровавой, за который, как предполагают, ему было присуждено рыцарское достоинство. В английский период Мор создает еще несколько работ, стиль которых так совершенен, что относительно них часто возникает сомнение в атрибуции, не принадлежат ли они более прославленному Гольбейну, также работавшему в Британии в тот период. Правда, считается, что как колорист Мор не так тонок и ясен. От своего учителя ван Скореля Мор взял сухую, реалистичную и при этом пластичную манеру, которая была свойственна мастерам-портретистам Северного Возрождения. Он отражал телесность модели с очевидностью и осязательностью, писал плотно, и тщательно выписывал аксессуары. Знакомство с итальянским искусством обогатило его творческие приемы, но контакты с итальянским культурным климатом не притупили ни жесткость его кисти, ни реалистическую конкретность. Его лицам свойственен глубокий психологизм, реалистичность в передаче характера, без каких-либо элементов идеализации. Он предпочитал холодную палитру без вспыхивающих цветов, создавая своих полотнах настроение сдержанное и замкнутое. Испанские искусствоведы называют Мора отправной точкой великой школы портретистов испанского двора. Пути развития придворного портрета определила сдержанная манера этого художника, предложенные им иконографические схемы и приемы, призванные концентрировать интерес на модели, и не рассеивать внимание на антураж. Он прививает испанскому портрету приемы живописи своей родины — в изображениях монархов исчезает пространственная среда, остается один темный фон. Акцентируется сильное и живое в модели, на нейтральном фоне выделяется суровая телесность. Другая особенность — любование предметами, тщательность воспроизведения мельчайших ювелирных украшений, аксессуаров, которая придает глубокую документальность. Она тоже станет традиционной. Испанские художники, работавшие при дворе Филиппа II, на творчество которых повлияла манера Мора: Хуан Пантоха де ла Крус, Алонсо Санчес Коэльо.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Жан Фредерик Базиль![]() Жан Фредерик Базиль, более известный как Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille,1841—1870 гг.) — французский живописец, один из основателей итмп... |
Симон Вуэ![]() Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции). |
”Рождение” русского портрета![]() С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна, парадный императ... |
Барон Анри Шарль Антуан (1816 г., Бесансон – 1885 г., Ж![]() Родился в 1816 году в Бесансоне. Учился в ателье Жана Жигу в Париже. Работал совместно с Франсуа Луи Франсе. Соавторство двух художников Франсуа Луи... |
Художники Италии:
![]() Орацио Борджиани (1578-1616)Итальянский живописец и гравер барокко, уроженец Рима, последователь натурализма, также известный в Ис... |
![]() Розальба Каррера (1675-1757)Дочь кружевницы. Писала миниатюры на табакерках из слоновой кости, впоследствии перешла к портретной живописи па... |
![]() Джорджо Вазари (1511-1574)Итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма. Известен как автор биографий итальянских ху... |