Портреты и иконы |
Школы - Русская портретная живопись |
Хотя зачатки светского портрета иногда относят еще ко времени правления Ивана III и Василия III, когда изображения великих князей при сватовстве посылались в Западную Европу, а по решению Стоглавого собора „В исподнем ряду икон уже могли появляться „цари и князи и святители и народы, которые живы суще , первые русские образы конкретных личностей дошли до нас лишь от начала XVII века. Только тогда был сделан решительный шаг на нелегком пути русской живописи от иконописного „лика к индивидуальному лицу. Портреты царя Феодора Иоанновича и князя-воеводы Скопина-Шуйского были „почти иконами — они создавались как надгробные, мемориальные образы, поэтому очевидна их связь с религиозной мыслью. Не отличаются от икон они ни техникой, ни манерой исполнения, но все же начало было положено: мастер ставил себе задачу запечатлеть не идеальные образы святых, но такие особенности лица, которые принадлежали именно данным людям. Уже не только об абстрактной красоте думали художники, но и о реальном человеке с его индивидуальными чертами. „Начало XVII века было временем, когда человеческий характер был впервые „открыт для исторических писателей, предстал перед ними как нечто сложное и противоречивое . Однако, несмотря на их старание, доверять этим портретам как иконографическим источникам не приходится. Написанные на липовых досках, с ковчежцами, привычной иконной моделировкой с плавным „вохрением (карнацией) и четкими белильными бликами, они для нас выступают скорее как „образы времени , нежели как портреты. В этих попытках изобразить реально существовавшего „мирского человека, предпринятых еще целиком в рамках системы древнерусской иконописи, как ощутимая удаленность от нас в веках воспринимается не только несхожесть облика людей с привычным нам портретным образом, но и отличность самих принципов изобразительности. То, что сейчас кажется остротой образа, на самом деле нередко было плодом неумения разрешить противоречие между „честной правдивостью черт лица и абсолютно условной передачей всего „доличного , одежды, украшений, атрибутов власти — всего того, что тогда было главным средством социальной, „исторической характеристики. В несогласованности, какой-то архаичной неуклюжести первых портретов, в еще робких и неуверенных шагах мастеров в новой для их искусства стихии — мире реальных людей — есть и своеобразное очарование „седой старины .
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Анри-Эдмоном Кросс![]() В пейзажах Анри Эдмона Кросса и его друзей Поля Синьяка, Сёра и Максимилиана Люса изображение таких грубых мотивов, как фабричные здания на окраинах... |
Симон Вуэ![]() Детство прошло в осаждённом Париже (эпоха религиозных войн во Франции). |
Портреты и иконы![]() Хотя зачатки светского портрета иногда относят еще ко времени правления Ивана III и Василия III, когда изображения великих князей при сватовстве пос... |
Эжен Делакруа![]() Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 26 апреля 1798 года — 13 августа 1863 года) — французский живописец и график.... |
Художники Италии:
![]() Сильвестро Лега (1826—1895)Итальянский художник, представитель тосканской шк... |
![]() Дуччо ди Буонинсенья (1250/60-1318)Изобретателям каких-либо важных вещей принадлежит, без сомнения, наибольшее место в писаниях, выходящих из-под пера историка; и происходит это потому, что первые изобретения благодаря привлекательности всякой новизны обращают на себя больше вн... |
![]() Андреа ди Бартоло (1360-1428)Андреа ди Бартоло был единственным выжившим сыном художника Бартоло ди Фреди. Смолоду работая в мастерской отца он участвовал в работе над многими престижными заказами, которые получал Бартоло ди Фреди (напр. по... |