Жан-Батист Жувенэ |
Школы - Русская портретная живопись |
Во французском искусстве конца XVII в. альтернативой жизнелюбивому направлению „рубенсизма (давшему исходный толчок „наслажденческим стилям во Франции в XVIII в.) был не академичный величавый „пуссенизм , но, скорее, официозный натурализм, больше отвечавший глубокомыслию французского духа на исходе XVII столетия. Жан Жувене, который в основном известен сегодня своим Доктором Раймоном Фино, сумел привнести свою удивительную искренность и в религиозную живопись. Он представил Снятие с креста с персонажами, позы которых заставляют нас внутренне содрогнуться от чувства присутствия рядом с этим запрокинувшимся телом с изуродованными ступнями, воплощающим весь ужас предсмертной агонии. Погребальные пелены, раскинутые словно крылья летучей мыши, вносят ноту трагической и необычной выразительности, отвечавшей глубоко религиозным настроениям той эпохи. Именно на волне такого национального самосознания, с тем же идеализмом, Людовик XIV собирал и упорядочивал коллекцию, которая — в чем никто не сомневался — должна была стать национальной коллекцией. Только так ее и воспринимали все следующее столетие, при всем том, что „публика ее состояла лишь из одной персоны — самого короля. Может быть, только французский портрет дает нам возможность отойти от темы королевского деспотизма и увидеть непредвзято реальный смысл художественных инициатив короля, плодами которых мы пользуемся и поныне. Внимательный взгляд на широко известный парадный образ монарха — Людовика XIV Гиацинта Риго — обнаруживает незаурядную проницательнось этого самого масштабного патрона живописи барокко, которого только могла породить та эпоха. Сегодня зрителю кажутся вполне естественными и привычными такие вдумчивые и очень личностные штудии, как двойной портрет Мадам Риго, выполненный ее сыном. Но не меньшей симпатией к моделям отмечены и его парадные портреты, художественное достоинство которых не всегда получало должную оценку.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Иван Яковлевич Вишняков![]() Характер портрета в первые послепетровские десятилетия изменился. Заказчики, пришедшие на смену петровским сподвижникам, в основном окружение Анны И... |
Александр Андреевич Иванов![]() Для Александра Андреевича Иванова (1806—1858) портрет никогда не становился главной творческой задачей. За редкими исключениями („Автопортрет, „Порт... |
Русский портрет в 1760—1780-х годах![]() В 1760—1780-х годах многие черты русского портрета XVIII века определяются окончательно. Период становления, перехода от старых форм культуры, учени... |
Карл Павлович Брюллов![]() В отличие от Иванова и Федотова Карл Павлович Брюллов (1799— 1852) был прирожденным портретистом. |
Художники Италии:
![]() Франческо Гварди (1712–1793)Итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле ро... |
![]() Монсу Дезидерио (1593-1644)Мотив затерянного, странного, загадочного города часто встречается в картинах мастера, известного как Монсу Дезидерио (1... |
![]() Орканья (Андреа ди Чоне)(1308-1368)Итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, – скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, на... |