Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Монсу Дезидерио (1593-1644)


Монсу Дезидерио (1593-1644)
Школы - Итальянские художники

монсу дезидерио (1593-1644)

Мотив затерянного, странного, загадочного города часто встречается в картинах мастера, известного как Монсу Дезидерио (1593–1644). Долгое время о французском происхождении художника говорило лишь слово «монсу» — искаженное «мсье» — перед его именем. Известно, что он прибыл в Италию из Лотарингии и работал в Неаполе, Венеции и Риме.

Бернардо Доминичи, главный источник информации по истории неаполитанской живописи (1742), единственный раз упоминает имя этого художника. Он именует его «знаменитым мастером перспективы и видов» и описывает две картины: одну — изображающую площадь перед собором Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, другую — с площадью, ведущей к воротам Кастелло-Нуово. А поскольку следов этих картин не обнаружили, то и предположили, что Доминичи, как он часто поступал во славу Неаполя, выдумал этого художника.

Начало атрибуции картин Монсу Дезидерио начинается с пяти холстов из коллекции графа Гарраша в Вене, которые были приобретены им в 1730-х годах в Неаполе. В настоящее время эталоном подлинного Дезидерио считается картина «Интерьер собора» (собр. Е. Палмер, Лондон), имеющая подпись: Francisco Desiderio Napoli, 1621.

Существует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ «опознания» Дезидерио. Это архитектурные сооружения, «населяющие» его картины. Архитектурные памятники Неаполя, Венеции и Рима, преображенные фантазией художника, но позволяющие все же узнать их. Если, например, вы видите в картине смешанные готические, ренессансные и древнеримские формы, — перед вами картина римского периода. Венецианские мотивы (например, картина из Эрмитажа) свидетельствуют о пребывании художника в Венеции.

Но, несмотря на эти узнаваемые формы, картины Монсу Дезидерио фантастичны, они являют собой образцы высокой поэзии в живописи.

Картины Монсу Дезидерио по-барочному сложны, загадочны, парадоксальны. В них живет неоплатонический принцип: «Уважение к сокрытому достигается вуалью». Мотивы оживающих статуй, сплетающиеся жи­вые и искусственные формы, контрасты света и тени — все напоминает барочную поэзию.

В картинах Монсу Дезидерио присутствует новая трактовка пространства, привлекающая к нему многих современных архитекторов-новаторов. Это не только страсть к исполинскому масштабу, к монументальности форм. Это «расширение» пространства, стремление придать ему необычайную протяженность.

Так, в картине «Пьяццетта в Венеции» (собр. А. Шэрф) мы с трудом узнаем известный центр в Венеции. Площадь раздвинулась вглубь и вширь, Дворец дожей и библиотека Сан-Марко превратились в гигантские сооружения, площадь замкнулась фантастическим зданием с аркадой и башней с часами, собор Сан-Марко превратился в необыкновенное многокупольное сооружение.

И здесь совершенно неожиданно художественный метод мастера XVII века вступает в контакт с некоторыми прогрессивными идеями, характерными для современной архитектуры.

Синтез поэзии, скульптуры и архитектуры, характерный для картин Монсу Дезидерио, близок к так называемой «миражной» архитектуре С. Флориана, рассчитанной на включение и выключение голографических изображений всего комплекса окружающей среды, которая таким путем становится «тотально проницаемой» для человека и потому как бы высвобождает дремлющие в нем резервы физической и психической энергии.

Еще не исследована динамика и ритмика архитектурных и скульптурных форм в картинах итальянского мастера, что, безусловно, даст много интересного. Но его влияние на дальнейшее развитие архитектуры несомненно.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жюль Дюпре

News image

Жюль Дюпре (фр. Dupre, 05.04.1811 г

Жапи Луи Эм

News image

Жапи, Луи Эм (1840 год, Берне – 1916 год, Париж) - французский художник.

Жан Кузен

News image

Жан Кузен (Cousin; около 1500 г. — около 1589 г.) — исторический живописец, скульптор, гравёр и резчик по дереву, один из родоначальников французско...

Черты русского портрета

News image

Несмотря на положение ученика, русский портрет с первых своих „европейских шагов сразу обрел национальные черты — серьезность в отношении к человек...

Художники Италии:

News image

Якопо Понтормо (1494-1557)

Каруччи Якопо, прозванный Понтормо (1494—1556), — последний крупный живописец флорентинского Ренессанса, родом из местечка Понтормо, близ Эмполи, сын ученика Гирландайо, живописца Бартоломео ди Якопо ди Мартино Каруччи (работы которого неизвестны); уч...

News image

Лавиния Фонтана (1552-1614)

Итальянская художница, рисовала в основном портреты, которые были типичным предметом для живописцев женщин, и картины на религиозные и мифологические темы, которые иногда включали женские фи...

News image

Анджело ди Козимо (Бронзино) (1503-1572)

БРОНЗИНО, АНЬОЛО (Bronzino, Agnolo) (1503–1572), итальянский художник, представитель флорентийской школы, известный также под именем Аньоло (или Анджело) ди Козимо ди Мариано (Agnolo di Cosimo di Mariano); иногда его называют Анджело Ал...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Авторизация