Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Монсу Дезидерио (1593-1644)


Монсу Дезидерио (1593-1644)
Школы - Итальянские художники

монсу дезидерио (1593-1644)

Мотив затерянного, странного, загадочного города часто встречается в картинах мастера, известного как Монсу Дезидерио (1593–1644). Долгое время о французском происхождении художника говорило лишь слово «монсу» — искаженное «мсье» — перед его именем. Известно, что он прибыл в Италию из Лотарингии и работал в Неаполе, Венеции и Риме.

Бернардо Доминичи, главный источник информации по истории неаполитанской живописи (1742), единственный раз упоминает имя этого художника. Он именует его «знаменитым мастером перспективы и видов» и описывает две картины: одну — изображающую площадь перед собором Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, другую — с площадью, ведущей к воротам Кастелло-Нуово. А поскольку следов этих картин не обнаружили, то и предположили, что Доминичи, как он часто поступал во славу Неаполя, выдумал этого художника.

Начало атрибуции картин Монсу Дезидерио начинается с пяти холстов из коллекции графа Гарраша в Вене, которые были приобретены им в 1730-х годах в Неаполе. В настоящее время эталоном подлинного Дезидерио считается картина «Интерьер собора» (собр. Е. Палмер, Лондон), имеющая подпись: Francisco Desiderio Napoli, 1621.

Существует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ «опознания» Дезидерио. Это архитектурные сооружения, «населяющие» его картины. Архитектурные памятники Неаполя, Венеции и Рима, преображенные фантазией художника, но позволяющие все же узнать их. Если, например, вы видите в картине смешанные готические, ренессансные и древнеримские формы, — перед вами картина римского периода. Венецианские мотивы (например, картина из Эрмитажа) свидетельствуют о пребывании художника в Венеции.

Но, несмотря на эти узнаваемые формы, картины Монсу Дезидерио фантастичны, они являют собой образцы высокой поэзии в живописи.

Картины Монсу Дезидерио по-барочному сложны, загадочны, парадоксальны. В них живет неоплатонический принцип: «Уважение к сокрытому достигается вуалью». Мотивы оживающих статуй, сплетающиеся жи­вые и искусственные формы, контрасты света и тени — все напоминает барочную поэзию.

В картинах Монсу Дезидерио присутствует новая трактовка пространства, привлекающая к нему многих современных архитекторов-новаторов. Это не только страсть к исполинскому масштабу, к монументальности форм. Это «расширение» пространства, стремление придать ему необычайную протяженность.

Так, в картине «Пьяццетта в Венеции» (собр. А. Шэрф) мы с трудом узнаем известный центр в Венеции. Площадь раздвинулась вглубь и вширь, Дворец дожей и библиотека Сан-Марко превратились в гигантские сооружения, площадь замкнулась фантастическим зданием с аркадой и башней с часами, собор Сан-Марко превратился в необыкновенное многокупольное сооружение.

И здесь совершенно неожиданно художественный метод мастера XVII века вступает в контакт с некоторыми прогрессивными идеями, характерными для современной архитектуры.

Синтез поэзии, скульптуры и архитектуры, характерный для картин Монсу Дезидерио, близок к так называемой «миражной» архитектуре С. Флориана, рассчитанной на включение и выключение голографических изображений всего комплекса окружающей среды, которая таким путем становится «тотально проницаемой» для человека и потому как бы высвобождает дремлющие в нем резервы физической и психической энергии.

Еще не исследована динамика и ритмика архитектурных и скульптурных форм в картинах итальянского мастера, что, безусловно, даст много интересного. Но его влияние на дальнейшее развитие архитектуры несомненно.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Андре Дерен

News image

Андре Дерен (Andre Derain, 10.06.1880 г., Шату-сюр-Сен близ Версаля – 10

Луи-Габриель-Эжен Изабе

News image

Луи-Габриель-Эжен Изабе (фр. Isabey,1804-1888 гг.), живописец, сын и ученик Жана-Батиста Изабе.

Жан-Батист Викар

News image

Викар Жан-Батист-Жозеф (Jean-Baptiste-Joseph Wicar, 1762 г. - 1834 г.) - французский живописец.

Алексей Петрович Антропов

News image

Алексей Петрович Антропов (1716 —1795), начинавший учиться еще у Матвеева, около двадцати лет проработал в живописной команде под руководством Вишня...

Художники Италии:

News image

Телемако Синьорини (1835 - 1901)

Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Тосканская школа. Сын придворного художника тосканского герцога Ле...

News image

Аретино Спинелло (1345-1410)

Когда однажды, и не в первый раз, были изгнаны из Флоренции гибеллины, переселился в Ареццо и Лука Спинелли, и в этом городе родился у него сын, которому было дано имя Сп...

News image

Андреа дель Сарто (1486-1530)

Андреа дель Сарто родился приблизительно в 1486 году во Флоренции, в семье портного. Собственно, настоящая фамилия его была д'Аньоло, однако уже довольно давно повелось называть его «дель Сарто», по ремеслу ег...

Русская школа

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация