Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Монсу Дезидерио (1593-1644)


Монсу Дезидерио (1593-1644)
Школы - Итальянские художники

монсу дезидерио (1593-1644)

Мотив затерянного, странного, загадочного города часто встречается в картинах мастера, известного как Монсу Дезидерио (1593–1644). Долгое время о французском происхождении художника говорило лишь слово «монсу» — искаженное «мсье» — перед его именем. Известно, что он прибыл в Италию из Лотарингии и работал в Неаполе, Венеции и Риме.

Бернардо Доминичи, главный источник информации по истории неаполитанской живописи (1742), единственный раз упоминает имя этого художника. Он именует его «знаменитым мастером перспективы и видов» и описывает две картины: одну — изображающую площадь перед собором Сан-Доменико-Маджоре в Неаполе, другую — с площадью, ведущей к воротам Кастелло-Нуово. А поскольку следов этих картин не обнаружили, то и предположили, что Доминичи, как он часто поступал во славу Неаполя, выдумал этого художника.

Начало атрибуции картин Монсу Дезидерио начинается с пяти холстов из коллекции графа Гарраша в Вене, которые были приобретены им в 1730-х годах в Неаполе. В настоящее время эталоном подлинного Дезидерио считается картина «Интерьер собора» (собр. Е. Палмер, Лондон), имеющая подпись: Francisco Desiderio Napoli, 1621.

Существует еще и другой, не менее чем подписи, верный способ «опознания» Дезидерио. Это архитектурные сооружения, «населяющие» его картины. Архитектурные памятники Неаполя, Венеции и Рима, преображенные фантазией художника, но позволяющие все же узнать их. Если, например, вы видите в картине смешанные готические, ренессансные и древнеримские формы, — перед вами картина римского периода. Венецианские мотивы (например, картина из Эрмитажа) свидетельствуют о пребывании художника в Венеции.

Но, несмотря на эти узнаваемые формы, картины Монсу Дезидерио фантастичны, они являют собой образцы высокой поэзии в живописи.

Картины Монсу Дезидерио по-барочному сложны, загадочны, парадоксальны. В них живет неоплатонический принцип: «Уважение к сокрытому достигается вуалью». Мотивы оживающих статуй, сплетающиеся жи­вые и искусственные формы, контрасты света и тени — все напоминает барочную поэзию.

В картинах Монсу Дезидерио присутствует новая трактовка пространства, привлекающая к нему многих современных архитекторов-новаторов. Это не только страсть к исполинскому масштабу, к монументальности форм. Это «расширение» пространства, стремление придать ему необычайную протяженность.

Так, в картине «Пьяццетта в Венеции» (собр. А. Шэрф) мы с трудом узнаем известный центр в Венеции. Площадь раздвинулась вглубь и вширь, Дворец дожей и библиотека Сан-Марко превратились в гигантские сооружения, площадь замкнулась фантастическим зданием с аркадой и башней с часами, собор Сан-Марко превратился в необыкновенное многокупольное сооружение.

И здесь совершенно неожиданно художественный метод мастера XVII века вступает в контакт с некоторыми прогрессивными идеями, характерными для современной архитектуры.

Синтез поэзии, скульптуры и архитектуры, характерный для картин Монсу Дезидерио, близок к так называемой «миражной» архитектуре С. Флориана, рассчитанной на включение и выключение голографических изображений всего комплекса окружающей среды, которая таким путем становится «тотально проницаемой» для человека и потому как бы высвобождает дремлющие в нем резервы физической и психической энергии.

Еще не исследована динамика и ритмика архитектурных и скульптурных форм в картинах итальянского мастера, что, безусловно, даст много интересного. Но его влияние на дальнейшее развитие архитектуры несомненно.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Морис Дени

News image

Дени Морис (Denis, 25.11.1870 г., Гранвиль, Нормандия, - 03

Александр Андреевич Иванов

News image

Для Александра Андреевича Иванова (1806—1858) портрет никогда не становился главной творческой задачей. За редкими исключениями („Автопортрет, „Порт...

Якоб Йорданс

News image

Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, одном из самых преуспевающих городов тогдашней Фландрии. Его отец торговал мануфактурой, благода...

Эмиль Жан Орас Верне

News image

Верне Эмиль-Жан - Орас (фр. Emile Jean Horace Vernet, 30.06.1789 г

Художники Италии:

News image

Пеллегрино ди Марьяно (1425-1495)

Точные даты рождения и смерти художника неизвестны. Имя Пеллегрино ди Марьяно упоминается в сиенских архивных документах с 1449 по 1492 го...

News image

Андреа Аппиани (1754-1817)

Итальянский живописец. Неоклассицист и романтик, называемый живописцем граций . С детства все считали, что он продолжит карьеру отца в медицине, но вместо этого Андреа поступил в частную академию живописца Ка...

News image

Джованни Чимабуэ (Ченни ди Пепо)( (1240/45-1301)

Нескончаемым потоком бедствий, затопившим и низвергшим в бездну несчастную Италию, не только были разрушены памятники архитектуры, которые по праву таковыми могли именоваться, но, что еще существеннее, как бы уничтожены были со...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Авторизация