Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Корреджо (Антонио Аллегри - 1489-1534)


Корреджо (Антонио Аллегри - 1489-1534)
Школы - Итальянские художники

корреджо (антонио аллегри - 1489-1534)

Начало Возрождения в Парме относится к 1510; тогда начинается и деятельность Корреджо хотя его первое документированное произведение Алтарь св. Франциска (Дрезден Картинная галерея) датируется только 1514-1515. В местных хрониках Корреджо назван учеником Ф. Бьянки Феррари. На самом деле однако, преобладающее влияние на его ранние работы оказал Мантенья когда Корреджо работал в мантуанской церкви Сант-Андреа где создал образы евангелистов и чуть позже две фрески с изображением Св. Семейства и Снятия с креста . Другие произведения, исполненные в 1510-1512 ( Обручение св. Екатерины Вашингтон Национальная галерея; Мадонна с младенцем' и св. Елизаветой Филадельфия Музей искусства собрание Джонсона; Обручение св. Екатерины Детройт Институт искусств; Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами Флоренция Уффици) уже раскрывают нежность, выраженную светотенью которая смягчает мантеньевскую линейность.

Около 1513-1514 Корреджо пишет странные почти маньеристические ноктюрны ( Юдифь и служанка Страсбург Музей изящных искусств; Рождество Милан пинакотека Брера) которые хотя и написаны в русле искусства Мантеньи но уже близки работам Доссо Досси бывшего в Мантуе в 1512. Влияние Доссо Досси проявляется также в Св. Семействе из собрания Оромбелли Барбо в Милане. Наконец Мадонна св. Франциска (1514 Дрезден Картинная галерея) напоминая Мадонну делла Виттория Мантеньи (Париж Лувр) произведения Косты мантуанского периода или великих феррарцев особенно Эркопе уже лишена влияния кватроченто и демонстрирует более широкое дыхание и большую нежность.

Близость Корреджо эмилианскому (Аспертини Пирри Досси Маццолино Гарофало) и ломбардскому предманьеристическому кругу (произведение Леомбруно в герцогском дворце в Мантуе) относится к первому этапу творческого развития художника очевидному в Поклонении волхвов (ок. 1516-1518 Милан пинакотека Брера). Уравновешенный ритм предшествующих произведений уступает здесь место динамической композиции и вибрирующим тонам. Освободившись от мантуанских форм Корреджо создал в этом стиле некоторые подлинные шедевры Мадонна Кампори (Модена пинакотека Эстенсе) Четыре святых (Нью-Йорк музей Метрополитен) Мадонна Ла Дзингара (Неаполь Каподимонте) Отдых на пути в Египет (Флоренция Уффици) Мадонна Альбинея (ок. 1517 известна только по копиям одна из которых находится в пармской Национальная галерея).

Но Корреджо по-прежнему открыт любым влияниям в частности Беккафуми через посредничество М. А. Ансельми который после Сиены приезжает в Парму. Так можно объяснить стремление Корреджо к передаче движения в Поклонении волхвов (Милан пинакотека Брера) а также некоторые мотивы как, например группу ангелов; в Св. семействе (Орлеан музей; Чикаго Художественный институт; Лондон дворец Хэмптон Корт) обнаруживаются его сиенские отклонения. В тесноте формул местной традиции он затронут и искусством Леонардо да Винчи о чем свидетельствует Юный Христос (Вашингтон Национальная галерея собрание Кресса) и Мадонна с младенцем и св. Иоанном-младенцем (Милан Кастелло Сфорцеско и Мадрид Прадо). Наконец художник почувствовал необходимость совершить путешествие в Рим. Камера ди Сан-Паоло (1519).

Нам не известно достоверных работ Корреджо в 1517-1520; это годы его пребывания в Риме (которое долгое время отрицалось но было установлено Р. Лонги) где он нашел свой индивидуальный стиль оставляя как позже скажет Менгс сухую манеру своих учителей (Мантеньи) ради грандиозного и благородного стиля которому отныне будет следовать. Он впитал живой и натуралистический классицизм Рафаэля и Микеланджело что подтверждают росписи в малой трапезной монастыря Сан-Паоло в Парме (Камера ди Сан-Паоло 1519). Стены этой квадратной комнаты небольшого размера затянуты коврами а плафон украшен фреской с изображением Дианы на колеснице . Над фризом- обманкой у основания свода открываются 16 люнет расписанных в технике гризайли (4 с каждой стороны) и украшенные иллюзорными скульптурами, создающими подлинный антикварий гуманиста, символизирующий четыре элемента жизни: Беллона и три грации Судьба и Добродетель Парки, и храм Юпитера Веста и Гений . Освещенные искусственным светом который словно исходит из камина эти фигуры написаны в золотых и розовых тонах с удлиненными тенями, окрашенными в фиолетовые цвета. От люнет исходят 16 ребер свода которые соединяются в центре; украшенные лентами они завершаются гроздьями фруктов; дневной свет проходит сквозь окулюсы окруженные веселыми путти. Декорация этой комнаты отражает утонченную культуру аббатиссы Джованны да Пьяченцы и поэта-гуманиста Джордже Ансельми: это также аллегория борьбы и победы аббатиссы которая идентифицируется с Дианой сохранившей независимость от папы. Это произведение наполнено многочисленными мантеньевскими реминисценциями а также напоминает росписи Рафаэля в Лоджии Психеи на вилле Фарнезина язычество и живая античность составляют основу творчества Корреджо. Камера ди Сан-Паоло станет впоследствии источником вдохновения Пармиджанино а потом Стуфетты Фонтанеллато. Фрески церкви Сан-Джоваини Эванджелиста (1520-1523).

В 1520 Корреджо получает заказ на росписи в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме (согласно документам он работал здесь с 26 июля 1520 по 23 января 1524). Он расписал купол апсиду (1522-1523; разрушена в 1587 во время реконструкции росписи Корреджо были повторены Чезаре Аретузи) фриз главного нефа (исполнен по его рисункам Рондани и др.) и, наконец, фриз в хоре (1523-1524). Возможно, также что Корреджо был и архитектором купола (А. Квинтавалле) подчинив его живописи. На барабане изображены Символы Евангелистов соединенные друг с другом гирляндами. Здесь чувствуется влияние Рафаэля но также и Фоппы и Леонардо у которого заимствованы прозрачные тени и новая текучесть. В куполе изображена сцена Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе ; св. Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. 11 апостолов сидят на облаках поддерживаемых путти. Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое. Здесь Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников. Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо. Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.

После окончания купола Корреджо пишет в апсиде Коронование Марии со святыми и ангелами на фоне цветов и мантеньевских фруктов. От этой работы разрушенной спустя пятьдесят лет сохранилась только центральная часть с изображением Христа и Марии (ныне Парма Национальная галерея) и три головки ангелов (Лондон Национальная галерея). Во фризе бегущем вдоль главного нефа (1522-1524) Корреджо представил две главные темы: Языческое жертвоприношение и Иудейское жертвоприношение . Фриз был мало популярен до тех пор пока А. Э. Пофам не обнаружил 15 рисованных этюдов Корреджо к этой композиции (Франкфурт Штеделевский художественный институт; Лондон Британский музей; Роттердам музей Бойманса Ван Бёнингена; Париж Лувр) очень высоких по качеству; на основе этих рисунков сами росписи исполнил Рондани. Зато фриз в хорах создан самим Корреджо (1523-1524) тема росписей нефа завершается здесь в Христианском жертвоприношении символе евхаристии. Нужно также упомянуть люнету в трансепте церкви с изображением Иоанна Евангелиста напоминающую люнету Себастьяно дель Пьомбо в зале Галатеи на вилле Фарнезина.

В 1524-1526 (то есть после росписей в церкви Сан-Джованни и до фресок в пармском соборе) Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются. Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками XVII в. особенно Снятие с креста и Мученичество св. Плацида и св. Флавии (Парма Национальная галерея) которые принадлежат соответственно началу и концу этого периода. Психологизм патетика децентрализованная композиция Снятия с креста несомненно произвели впечатление на Аннибале Карраччи который копировал эту картину.

В те же годы Корреджо создал и другие шедевры: Noli me tangere (Мадрид Прадо) Поклонение младенцу (Флоренция Уффици) Esse Homo (Лондон Национальная галерея) Мадонна с корзинкой (там же) Обручение св. Екатерины (Париж Лувр; эта картина представляет собой круглую композицию которой соответствуют живые и контрастные цвета) а также два мифологических произведения Воспитание Амура (Лондон Национальная галерея) и Венера» сатир и Купидон ( Антиопа ; Париж Лувр; ритм здесь выражен не движением фигур а световыми пятнами). В Мадонне со св. Себастьяном (ок. 1525 Дрезден Картинная галерея) Корреджо использует композицию da sotto in su вдохновленную Успением Тициана из церкви Санта-Мария деи Фрари а последовательные ритмы характерны для его росписей в хоре церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Эти произведения предвещают Контрреформацию, как в живописи, так и в скульптуре (Бернини) и одновременно подготавливают большое произведение мастера каким будет фреска в куполе пармского собора.

В 1522 когда Корреджо еще работал над росписями в церкви Сан-Джованни Эванджелиста он получил заказ на фрески в хоре куполе и расположенных рядом арок пармского собора. Из этого обширного предприятия он исполнил (в 1526-1529) только часть: фрески в куполе на парусах (четыре святых патрона Пармы Иоанн Креститель св. Илларий св. Фома и св. Бернард) и двойные арки (монохромные изображения актеров и танцовщиц). Завершение фресок в хоре и апсиде было после смерти Корреджо поручено Джордже Гандино дель Грано (1535) а потом в 1538 Джироламо Маццола Бедоли. Фреска в куполе собора является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами. Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу. Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена Успения Марии а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается св. Михаил. Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых.

Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так Мадонна со св. Иеронимом ( День 1527-1528 Парма Национальная галерея) и Поклонение пастухов ( Ночь Дрезден Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен. Эти же черты присущи и Мадонне с миской (1529-1530 Парма Национальная галерея); Св. Иосифу (Неаполь Каподимонте); Мадонне со св. Георгием (1531-1532 Дрезден Картинная галерея). С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию Любовные похождения Юпитера ( Даная Рим галерея Боргезе; Леда Берлин Далем музей; Ио и Ганимед Вена Музей истории искусств) В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины Пороки и Добродетели для студиоло Изабеллы д'Эсте (Париж Лувр). Во всех этих произведениях можно видеть мотивы и волнообразные формы выраженные уже в росписях купола пармского собора. Каталог рисунков Корреджо был создан в 1957 А. Э. Пофамом; он включает в себя 91 номер (24 Париж Лувр) в том числе подготовительные рисунки сангиной к картинам или большим декоративным работам.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Портрет в первой половине XIX века

News image

Богатство чувств у романтика Кипренского, нравственная чистота у Венецианова, мягкая сердечность у Тропинина определили высокое этическое значение п...

Жан Кузен

News image

Жан Кузен (Cousin; около 1500 г. — около 1589 г.) — исторический живописец, скульптор, гравёр и резчик по дереву, один из родоначальников французско...

Жозеф Десарно

News image

Десарно, Август-Жозеф (Auguste-Joseph Desarnot,1788 г.,Франция - 15.04.1840 г

Гюстав Курбе

News image

Гюстав Курбе (фр. Courbet, 10 июня 1819 г., Орнан - 31 декабря 1877 г., Ла-Тур-де-Пелье, Швейцария), французский художник, ведущий представитель реа...

Художники Италии:

News image

Пьетро Ориоли (1458—1496)

Пьетро Ориоли, или Пьетро ди Франческо дельи Ориоли (итал. Pietro di Francesco degli Orioli; ок. 1458—1496, Сиена) — итальянский художник, сиенская шк...

News image

Сальваторе Роза (1615-1673)

Сальватор Роза появился на свет в небольшом селении Арнелла близ Неаполя в 1615 году. Днем его рождения одни исследователи называют 20 июня, другие — 21 июля. Для нас эта разница не...

News image

Джулио Романо (1499-1546)

Cреди многих, вернее, бесчисленных учеников Рафаэля Урбинского, большая часть которых стали мастерами своего дела, ни один не подражал лучше его манере, выдумке, рисунку и колориту, чем Джулио Романо, и ни од...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация