Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Корреджо (Антонио Аллегри - 1489-1534)

Корреджо (Антонио Аллегри - 1489-1534)
Школы - Итальянские художники

корреджо (антонио аллегри - 1489-1534)

Начало Возрождения в Парме относится к 1510; тогда начинается и деятельность Корреджо хотя его первое документированное произведение Алтарь св. Франциска (Дрезден Картинная галерея) датируется только 1514-1515. В местных хрониках Корреджо назван учеником Ф. Бьянки Феррари. На самом деле однако, преобладающее влияние на его ранние работы оказал Мантенья когда Корреджо работал в мантуанской церкви Сант-Андреа где создал образы евангелистов и чуть позже две фрески с изображением Св. Семейства и Снятия с креста . Другие произведения, исполненные в 1510-1512 ( Обручение св. Екатерины Вашингтон Национальная галерея; Мадонна с младенцем' и св. Елизаветой Филадельфия Музей искусства собрание Джонсона; Обручение св. Екатерины Детройт Институт искусств; Мадонна с младенцем и музицирующими ангелами Флоренция Уффици) уже раскрывают нежность, выраженную светотенью которая смягчает мантеньевскую линейность.

Около 1513-1514 Корреджо пишет странные почти маньеристические ноктюрны ( Юдифь и служанка Страсбург Музей изящных искусств; Рождество Милан пинакотека Брера) которые хотя и написаны в русле искусства Мантеньи но уже близки работам Доссо Досси бывшего в Мантуе в 1512. Влияние Доссо Досси проявляется также в Св. Семействе из собрания Оромбелли Барбо в Милане. Наконец Мадонна св. Франциска (1514 Дрезден Картинная галерея) напоминая Мадонну делла Виттория Мантеньи (Париж Лувр) произведения Косты мантуанского периода или великих феррарцев особенно Эркопе уже лишена влияния кватроченто и демонстрирует более широкое дыхание и большую нежность.

Близость Корреджо эмилианскому (Аспертини Пирри Досси Маццолино Гарофало) и ломбардскому предманьеристическому кругу (произведение Леомбруно в герцогском дворце в Мантуе) относится к первому этапу творческого развития художника очевидному в Поклонении волхвов (ок. 1516-1518 Милан пинакотека Брера). Уравновешенный ритм предшествующих произведений уступает здесь место динамической композиции и вибрирующим тонам. Освободившись от мантуанских форм Корреджо создал в этом стиле некоторые подлинные шедевры Мадонна Кампори (Модена пинакотека Эстенсе) Четыре святых (Нью-Йорк музей Метрополитен) Мадонна Ла Дзингара (Неаполь Каподимонте) Отдых на пути в Египет (Флоренция Уффици) Мадонна Альбинея (ок. 1517 известна только по копиям одна из которых находится в пармской Национальная галерея).

Но Корреджо по-прежнему открыт любым влияниям в частности Беккафуми через посредничество М. А. Ансельми который после Сиены приезжает в Парму. Так можно объяснить стремление Корреджо к передаче движения в Поклонении волхвов (Милан пинакотека Брера) а также некоторые мотивы как, например группу ангелов; в Св. семействе (Орлеан музей; Чикаго Художественный институт; Лондон дворец Хэмптон Корт) обнаруживаются его сиенские отклонения. В тесноте формул местной традиции он затронут и искусством Леонардо да Винчи о чем свидетельствует Юный Христос (Вашингтон Национальная галерея собрание Кресса) и Мадонна с младенцем и св. Иоанном-младенцем (Милан Кастелло Сфорцеско и Мадрид Прадо). Наконец художник почувствовал необходимость совершить путешествие в Рим. Камера ди Сан-Паоло (1519).

Нам не известно достоверных работ Корреджо в 1517-1520; это годы его пребывания в Риме (которое долгое время отрицалось но было установлено Р. Лонги) где он нашел свой индивидуальный стиль оставляя как позже скажет Менгс сухую манеру своих учителей (Мантеньи) ради грандиозного и благородного стиля которому отныне будет следовать. Он впитал живой и натуралистический классицизм Рафаэля и Микеланджело что подтверждают росписи в малой трапезной монастыря Сан-Паоло в Парме (Камера ди Сан-Паоло 1519). Стены этой квадратной комнаты небольшого размера затянуты коврами а плафон украшен фреской с изображением Дианы на колеснице . Над фризом- обманкой у основания свода открываются 16 люнет расписанных в технике гризайли (4 с каждой стороны) и украшенные иллюзорными скульптурами, создающими подлинный антикварий гуманиста, символизирующий четыре элемента жизни: Беллона и три грации Судьба и Добродетель Парки, и храм Юпитера Веста и Гений . Освещенные искусственным светом который словно исходит из камина эти фигуры написаны в золотых и розовых тонах с удлиненными тенями, окрашенными в фиолетовые цвета. От люнет исходят 16 ребер свода которые соединяются в центре; украшенные лентами они завершаются гроздьями фруктов; дневной свет проходит сквозь окулюсы окруженные веселыми путти. Декорация этой комнаты отражает утонченную культуру аббатиссы Джованны да Пьяченцы и поэта-гуманиста Джордже Ансельми: это также аллегория борьбы и победы аббатиссы которая идентифицируется с Дианой сохранившей независимость от папы. Это произведение наполнено многочисленными мантеньевскими реминисценциями а также напоминает росписи Рафаэля в Лоджии Психеи на вилле Фарнезина язычество и живая античность составляют основу творчества Корреджо. Камера ди Сан-Паоло станет впоследствии источником вдохновения Пармиджанино а потом Стуфетты Фонтанеллато. Фрески церкви Сан-Джоваини Эванджелиста (1520-1523).

В 1520 Корреджо получает заказ на росписи в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме (согласно документам он работал здесь с 26 июля 1520 по 23 января 1524). Он расписал купол апсиду (1522-1523; разрушена в 1587 во время реконструкции росписи Корреджо были повторены Чезаре Аретузи) фриз главного нефа (исполнен по его рисункам Рондани и др.) и, наконец, фриз в хоре (1523-1524). Возможно, также что Корреджо был и архитектором купола (А. Квинтавалле) подчинив его живописи. На барабане изображены Символы Евангелистов соединенные друг с другом гирляндами. Здесь чувствуется влияние Рафаэля но также и Фоппы и Леонардо у которого заимствованы прозрачные тени и новая текучесть. В куполе изображена сцена Явления Христа Иоанну Евангелисту на Патмосе ; св. Иоанн смотрит на Христа спускающегося в ореоле света. 11 апостолов сидят на облаках поддерживаемых путти. Лишенная какой бы то ни было архитектурной декорации эта сцена ритмизирована группами облаков и фигурами апостолов расположившихся подвое. Здесь Корреджо демонстрирует абсолютное знание перспективы и анатомии полученное у Мантеньи и Микеланджело а также световоздушной среды унаследованное от Леонардо и венецианских художников. Кроме того, он создал структурную модель, заимствованную художниками эпохи барокко в частности Ланфранко мастером, родившимся в Парме и очарованным творением Корреджо. Позже на внутренней поверхности арок купола Корреджо написал восемь монохромных ветхозаветных фигур.

После окончания купола Корреджо пишет в апсиде Коронование Марии со святыми и ангелами на фоне цветов и мантеньевских фруктов. От этой работы разрушенной спустя пятьдесят лет сохранилась только центральная часть с изображением Христа и Марии (ныне Парма Национальная галерея) и три головки ангелов (Лондон Национальная галерея). Во фризе бегущем вдоль главного нефа (1522-1524) Корреджо представил две главные темы: Языческое жертвоприношение и Иудейское жертвоприношение . Фриз был мало популярен до тех пор пока А. Э. Пофам не обнаружил 15 рисованных этюдов Корреджо к этой композиции (Франкфурт Штеделевский художественный институт; Лондон Британский музей; Роттердам музей Бойманса Ван Бёнингена; Париж Лувр) очень высоких по качеству; на основе этих рисунков сами росписи исполнил Рондани. Зато фриз в хорах создан самим Корреджо (1523-1524) тема росписей нефа завершается здесь в Христианском жертвоприношении символе евхаристии. Нужно также упомянуть люнету в трансепте церкви с изображением Иоанна Евангелиста напоминающую люнету Себастьяно дель Пьомбо в зале Галатеи на вилле Фарнезина.

В 1524-1526 (то есть после росписей в церкви Сан-Джованни и до фресок в пармском соборе) Корреджо исполняет множество картин показывающих его стилистическую эволюцию: ритм становится еще более необузданным цвет более интенсивным а чувства обостряются. Эти произведения предвещающие эпоху барокко были высоко оценены художниками XVII в. особенно Снятие с креста и Мученичество св. Плацида и св. Флавии (Парма Национальная галерея) которые принадлежат соответственно началу и концу этого периода. Психологизм патетика децентрализованная композиция Снятия с креста несомненно произвели впечатление на Аннибале Карраччи который копировал эту картину.

В те же годы Корреджо создал и другие шедевры: Noli me tangere (Мадрид Прадо) Поклонение младенцу (Флоренция Уффици) Esse Homo (Лондон Национальная галерея) Мадонна с корзинкой (там же) Обручение св. Екатерины (Париж Лувр; эта картина представляет собой круглую композицию которой соответствуют живые и контрастные цвета) а также два мифологических произведения Воспитание Амура (Лондон Национальная галерея) и Венера» сатир и Купидон ( Антиопа ; Париж Лувр; ритм здесь выражен не движением фигур а световыми пятнами). В Мадонне со св. Себастьяном (ок. 1525 Дрезден Картинная галерея) Корреджо использует композицию da sotto in su вдохновленную Успением Тициана из церкви Санта-Мария деи Фрари а последовательные ритмы характерны для его росписей в хоре церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Эти произведения предвещают Контрреформацию, как в живописи, так и в скульптуре (Бернини) и одновременно подготавливают большое произведение мастера каким будет фреска в куполе пармского собора.

В 1522 когда Корреджо еще работал над росписями в церкви Сан-Джованни Эванджелиста он получил заказ на фрески в хоре куполе и расположенных рядом арок пармского собора. Из этого обширного предприятия он исполнил (в 1526-1529) только часть: фрески в куполе на парусах (четыре святых патрона Пармы Иоанн Креститель св. Илларий св. Фома и св. Бернард) и двойные арки (монохромные изображения актеров и танцовщиц). Завершение фресок в хоре и апсиде было после смерти Корреджо поручено Джордже Гандино дель Грано (1535) а потом в 1538 Джироламо Маццола Бедоли. Фреска в куполе собора является кульминацией творчества Корреджо; здесь логически завершаются поиски художника начатые в росписях в Камере ди Сан-Паоло и в церкви Сан-Джованни Эванджелиста. Однако в росписи в пармском соборе Корреджо приходит к другому художественному решению в силу внушительных размеров купола очень глубокого на восьмигранном основании прорезанном восемью окулюсами. Корреджо создал здесь бесконечное и сияющее пространство объединившее барабан и купол темой и цветом: барабан играет роль балюстрады на которой расположены фигуры апостолов устремивших взгляды к небу. Но на земле обозначенной краем парапета разворачивается сцена Успения Марии а хоровод ангелов поднимает Мадонну на небо увлекая с ней святых и всех библейских персонажей; навстречу им спускается св. Михаил. Благодаря своей концентрической композиции эта фреска предвосхищает великие плафонные росписи эпохи барокко и завершает эволюцию Корреджо начатую в росписях в церкви Сан-Джованни Эванджелиста: от устремленных к небу головок херувимов к умелой передаче движения ангелов и святых.

Поиски ритма и освещения динамичных фигур характерны и для религиозных и мифологических картин Корреджо. Так Мадонна со св. Иеронимом ( День 1527-1528 Парма Национальная галерея) и Поклонение пастухов ( Ночь Дрезден Картинная галерея) построены на игре косых штрихов и световых пятен. Эти же черты присущи и Мадонне с миской (1529-1530 Парма Национальная галерея); Св. Иосифу (Неаполь Каподимонте); Мадонне со св. Георгием (1531-1532 Дрезден Картинная галерея). С 1530 Корреджо по заказу герцога Мантуанского Федериго Гонзага создает серию Любовные похождения Юпитера ( Даная Рим галерея Боргезе; Леда Берлин Далем музей; Ио и Ганимед Вена Музей истории искусств) В эти же годы он пишет в темпере две аллегорические картины Пороки и Добродетели для студиоло Изабеллы д'Эсте (Париж Лувр). Во всех этих произведениях можно видеть мотивы и волнообразные формы выраженные уже в росписях купола пармского собора. Каталог рисунков Корреджо был создан в 1957 А. Э. Пофамом; он включает в себя 91 номер (24 Париж Лувр) в том числе подготовительные рисунки сангиной к картинам или большим декоративным работам.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Портрет в петровское время

News image

Подлинный переворот в судьбе искусства произошел в петровское время, когда - Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при гр...

Жан-Леон Жером

News image

Жан-Леон Жером (фр. Jean-Leon Gerome; 11.05.1824 г

Камиль Коро

News image

Жан Батист Камиль Коро (фр. Jean Baptiste Camille Corot, 17(16).07.1796 г

Жак Калло

News image

Жак Калло (фр. Jacques Callot, около 1592 или 1593 г., Нанси – 28.03

Художники Италии:

News image

Софонисба Ангишола (1527-1623)

Софонисба родилась в Кремоне (Ломбардия). Она была самой старшей из семи детей, шестеро из которых были девочки. Её отец Амилькар Ангиссола принадлежал к избранному аристократическому кругу Ге...

News image

Джулио Романо (1499-1546)

Cреди многих, вернее, бесчисленных учеников Рафаэля Урбинского, большая часть которых стали мастерами своего дела, ни один не подражал лучше его манере, выдумке, рисунку и колориту, чем Джулио Романо, и ни од...

News image

Франческо ди Стефано Пезеллино (1422-1457)

Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино (другое прозвище — Питторе), (ок. 1422—1457), — флорентинский жи...

Русская школа

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация