Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Массейс, Квентин


Массейс, Квентин
Школы - Голландские художники

массейс, квентин

МАССЕЙС, КВЕНТИН (Massys, Metsys, Quentin) (1466–1530), или Метсейс -  нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи.

Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Массейс родился в Лувене в 1466, по легенде в семье кузнеца. Учился, вероятно, у Альберта Боутса. В 1491 вступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую. Работал в Антверпене до самой смерти в 1530. Известный биограф художников XVI века Карел ван Мандер рассказывает следующую в историю. По старому антверпенскому обычаю, перед великим постом монахи торжественно обходили всех больных города. Впереди процессии обычно несли огромную свечу в резной или расписной оправе. Всем больным раздавали вырезанные из дерева и раскрашенные изображения святых. На этот случай их было заготовлено огромное количество. В числе больных был и Массейс, который тогда занимался кузнечным делом. Он тоже получил такие фигурки. Случайно кто-то из навестивших его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием, чтобы этим святым делом заслужить выздоровление. «Этот совсем ничтожный опыт сразу обнаружил его врожденные способности, — пишет ван Мандер, — и с тех пор он, полный любви и прилежания, весь отдался живописи, в которой, благодаря упражнениям, в самое короткое время сделал большие успехи и которой остался верен всю свою долгую жизнь». О ранних годах жизни этого выдающегося мастера известно мало. Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. Первая значительная его работа — триптих, посвященный св. Анне (1507 — 1509; Брюссель, Музей). В картине преобладают женские и детские фигуры, что усиливает лиризм произведения, отличающегося гармонической уравновешенностью композиции и колорита; с особой задушевностью, мягким юмором изображены дети, ведущие себя очень живо и непосредственно. Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. Мало разработанные в психологическом отношении образы величественны, фигуры укрупнены и тесно составлены, пространство кажется уплотненным. В раскрытом виде алтарь более гармоничен — свободнее расположение действующих лиц, выявлена спокойная размеренность ритма и композиции. В основе концепции Массейса лежит стремление косвенно, чаще всего при помощи художественно-формальных средств, возвысить образ человека. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Творчество Массейса вобрало в себя великие традиции нидерландского искусства и новые влияния итальянского Ренессанса, воплотившиеся в многообразии жанров и тем, и колоритности человеческих характеров. В своих первых датированных работах - триптих Алтарь св. Анны (1507-09) и алтарная композиция Оплакивание Христа (1508-11) Массейс выступает продолжателем традиций Я. Ван Эйка в гармоничной уравновешенности и лиричности образов. Уже наиболее ранние из дошедших до нас произведений Массейса обнаруживают черты зрелого стиля мастера. К ним близки две версии Мадонны с Младенцем (Лондон, Национальная галерея; Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Влияние Леонардо да Винчи проявилось в гибких позах и гротескно-преувеличенной мимике персонажей поздних произведений художника, таких, как Гротескный женский портрет (ок. 1513, Лондон, Национальная галерея). Массейс работал также вместе с Патиниром, он написал несколько мелких деталей в его пейзажах, входящих в алтарную композицию Искушение св. Антония (1515–1524, Мадрид, Прадо). Портретный диптих Массейса с изображением Эразма Роттердамского (Рим, галерея Корсини) и Петра Гиллиса (Эгидия) (Раднор, собрание Солсбери), созданный для Томаса Мора в 1517, обнаруживает не только его мастерство как портретиста, но и духовную близость к гуманистам. Художник создал новый живописный сюжет в портретном жанре: перед нами предстает образ ученого за работой в обстановке кабинета, где каждый предмет имеет духовную значимость.

Одну из важных частей творчества Массейса составляют жанровые сцены и портреты. Самая известная жанровая картина мастера Меняла с женой (1514) чрезвычайно выразительно и точно, с иронией, рисует бытовую сцену, где властвует стяжательство и сребролюбие. Она иллюстрирует надпись, сделанную на оригинальной раме картины: «Пусть весы будут верными, а вес точным». Меняла с женой - новое в европейском искусстве произведение на тему повседневности. Меняла погружен в свое обычное занятие: внимательно наблюдает за чашечкой весов. Его жена, углубленная в чтение молитвенника, на мгновение отвлеклась, обратившись к занятию мужа, ее взгляд исполнен смятения, печали, хотя и зорко следит за правильностью весов. Отвлеченная от благочестивого дела, она словно со стороны увидела мир, в котором проходит ее жизнь и который не очень соответствует стремлениям ее души. Повернутое к зрителю зеркало отобразило набожного читателя, сидящего у окна, за которым открывается пейзаж с взволнованным небом, невольно уводящим взгляд зрителя от занятий менялы. В этой картине отразились искания нарождавшихся буржуа в области создания для себя добропорядочного образа, оправдания своих занятий. Здесь воплотился образ идеальной семьи с благочестивыми устремлениями и в то же время весьма прозаическими занятиями, приводящими их к внутреннему смятению и печали. В следующей своей работе — «Оплакивание» (1509—1511; Антверпен, Музей) он уже не ограничивается общей экспозицией образов; он пытается ввести в композицию действие, конкретнее раскрыть переживания героев. Не видя, однако, в чем кроется истинное величие человека, он не может органично разрешить эту задачу и совместить ее решение с достоинствами алтаря св. Анны. Художник приходит к решениям нервным и сбивчивым, что обычно объясняется готическими пережитками. Правильнее, однако, видеть здесь результат слияния двух еще недостаточно отстоявшихся тенденций: стремления возвеличить образ человека и другой тенденции, связанной с попытками представить ситуацию в ее жизненной естественности. Во всяком случае, этот же алтарь представляет обе эти тенденции и порознь; образы обобщенные соседствуют с гротескно характерными. Тяготение к жизненно-реальному началу привело Массейса к созданию одной из первых в искусстве нового времени жанровых, бытовых картин. Мы имеем в виду «Менялу с женой» (1514; Париж, Лувр). Вместе с тем постоянно сохранявшийся у художника интерес к обобщенной трактовке действительности побудил его (быть может, первого в Нидерландах) обратиться к искусству Леонардо да Винчи («Мария с младенцем»; Познань, Музей), хотя здесь можно говорить скорее о заимствованиях или о подражании. В творчестве Массейса обе названные тенденции выступают совместно или преобладая одна над другой. В тех же случаях, когда стремление к конкретности господствует безраздельно, можно заметить, что в реальности его привлекают явления исключительные или единичные. Это — крайние проявления или уродства, или характерности (портрет старика; Париж, Музей Жакмар-Андрэ). В тех же случаях, когда обе тенденции синтезируются, они или служат выражению жизненной энергии людей (что имело место уже в «Оплакивание»), или используются для передачи душевной сферы человека («Св. Магдалина»; Антверпен, Музей). Такой синтез особенно часто достигался Массейсом в области портрета. Портреты Эразма Роттердамского (Рим, дворец Корсини) и его друга Петра Эгидия (Солсбери, собрание Раднор), портрет Этьена Гардинера из галлереи Лихтенштейн в Вадуце и другой — глубокий, со сложным внутренним состоянием — из Штеделевского института во Франкфурте принадлежат к числу лучших образцов Этого жанра. В портрете, как и в ряде других работ, Массейс достигает особенных успехов при передаче общей, не расчлененной на отдельные чувства и качества, одухотворенности образа. Хочется показать еще некоторые картины Квентина Массейса, которые помогут образно представить мир творчества художника. Большое внимание Массейс уделял портретной живописи. Религиозная тема также занимала существенное место в его творчестве, причем особое внимание уделялось художником изображению Мадонн.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

1730—1740 годы

News image

Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р...

Эва Гонсалес

News image

Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. - 5 мая 1883 г.), французская художница, родилась в Париже. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства

Александр Андреевич Иванов

News image

Для Александра Андреевича Иванова (1806—1858) портрет никогда не становился главной творческой задачей. За редкими исключениями („Автопортрет, „Порт...

Жан Клуэ

News image

Эту картину по нескольким причинам можно считать начальным памятником классической культуры во Франции. Франциск I не только получил власть над Итал...

Художники Италии:

News image

Симоне Кантарини (1612—1648)

Симоне Кантарини (прозванный Пезарезе; Cantarini; 1612—1648) — итальянский жи...

News image

Андреа Ванни (1332-1414)

Андреа Ванни был не столько художником, сколько политическим деятелем и дипломатом, поэтому его фигура интересна скорее с исторической точки зрения, нежели с точки зрения ис...

News image

Антонио Виварини (1445-1503)

Итальянский живописец, матер венецианской школы. Сын стеклодува с острова Мурано близ Венеции. Работал в Мурано, Венеции, Падуе, выполнял заказы для церквей Болоньи, Брешии, Пезаро и других городов Северной Ит...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация