Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Массейс, Квентин


Массейс, Квентин
Школы - Голландские художники

массейс, квентин

МАССЕЙС, КВЕНТИН (Massys, Metsys, Quentin) (1466–1530), или Метсейс -  нидерландский художник, один из крупнейших представителей Антверпенской школы живописи.

Его живопись знаменует в нидерландском искусстве переход от поздней готики к Возрождению. Массейс родился в Лувене в 1466, по легенде в семье кузнеца. Учился, вероятно, у Альберта Боутса. В 1491 вступил в антверпенскую гильдию художников и открыл собственную мастерскую. Работал в Антверпене до самой смерти в 1530. Известный биограф художников XVI века Карел ван Мандер рассказывает следующую в историю. По старому антверпенскому обычаю, перед великим постом монахи торжественно обходили всех больных города. Впереди процессии обычно несли огромную свечу в резной или расписной оправе. Всем больным раздавали вырезанные из дерева и раскрашенные изображения святых. На этот случай их было заготовлено огромное количество. В числе больных был и Массейс, который тогда занимался кузнечным делом. Он тоже получил такие фигурки. Случайно кто-то из навестивших его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием, чтобы этим святым делом заслужить выздоровление. «Этот совсем ничтожный опыт сразу обнаружил его врожденные способности, — пишет ван Мандер, — и с тех пор он, полный любви и прилежания, весь отдался живописи, в которой, благодаря упражнениям, в самое короткое время сделал большие успехи и которой остался верен всю свою долгую жизнь». О ранних годах жизни этого выдающегося мастера известно мало. Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. Первая значительная его работа — триптих, посвященный св. Анне (1507 — 1509; Брюссель, Музей). В картине преобладают женские и детские фигуры, что усиливает лиризм произведения, отличающегося гармонической уравновешенностью композиции и колорита; с особой задушевностью, мягким юмором изображены дети, ведущие себя очень живо и непосредственно. Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. Мало разработанные в психологическом отношении образы величественны, фигуры укрупнены и тесно составлены, пространство кажется уплотненным. В раскрытом виде алтарь более гармоничен — свободнее расположение действующих лиц, выявлена спокойная размеренность ритма и композиции. В основе концепции Массейса лежит стремление косвенно, чаще всего при помощи художественно-формальных средств, возвысить образ человека. Стиль Массейса сформировался в русле нидерландской традиции; позднее он испытал влияние таких художников, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер. Его заказчиками были нидерландские гильдии и религиозные братства, датский король и гуманист Эразм Роттердамский, португальские монастыри. Творчество Массейса вобрало в себя великие традиции нидерландского искусства и новые влияния итальянского Ренессанса, воплотившиеся в многообразии жанров и тем, и колоритности человеческих характеров. В своих первых датированных работах - триптих Алтарь св. Анны (1507-09) и алтарная композиция Оплакивание Христа (1508-11) Массейс выступает продолжателем традиций Я. Ван Эйка в гармоничной уравновешенности и лиричности образов. Уже наиболее ранние из дошедших до нас произведений Массейса обнаруживают черты зрелого стиля мастера. К ним близки две версии Мадонны с Младенцем (Лондон, Национальная галерея; Брюссель, Королевский музей изящных искусств). Влияние Леонардо да Винчи проявилось в гибких позах и гротескно-преувеличенной мимике персонажей поздних произведений художника, таких, как Гротескный женский портрет (ок. 1513, Лондон, Национальная галерея). Массейс работал также вместе с Патиниром, он написал несколько мелких деталей в его пейзажах, входящих в алтарную композицию Искушение св. Антония (1515–1524, Мадрид, Прадо). Портретный диптих Массейса с изображением Эразма Роттердамского (Рим, галерея Корсини) и Петра Гиллиса (Эгидия) (Раднор, собрание Солсбери), созданный для Томаса Мора в 1517, обнаруживает не только его мастерство как портретиста, но и духовную близость к гуманистам. Художник создал новый живописный сюжет в портретном жанре: перед нами предстает образ ученого за работой в обстановке кабинета, где каждый предмет имеет духовную значимость.

Одну из важных частей творчества Массейса составляют жанровые сцены и портреты. Самая известная жанровая картина мастера Меняла с женой (1514) чрезвычайно выразительно и точно, с иронией, рисует бытовую сцену, где властвует стяжательство и сребролюбие. Она иллюстрирует надпись, сделанную на оригинальной раме картины: «Пусть весы будут верными, а вес точным». Меняла с женой - новое в европейском искусстве произведение на тему повседневности. Меняла погружен в свое обычное занятие: внимательно наблюдает за чашечкой весов. Его жена, углубленная в чтение молитвенника, на мгновение отвлеклась, обратившись к занятию мужа, ее взгляд исполнен смятения, печали, хотя и зорко следит за правильностью весов. Отвлеченная от благочестивого дела, она словно со стороны увидела мир, в котором проходит ее жизнь и который не очень соответствует стремлениям ее души. Повернутое к зрителю зеркало отобразило набожного читателя, сидящего у окна, за которым открывается пейзаж с взволнованным небом, невольно уводящим взгляд зрителя от занятий менялы. В этой картине отразились искания нарождавшихся буржуа в области создания для себя добропорядочного образа, оправдания своих занятий. Здесь воплотился образ идеальной семьи с благочестивыми устремлениями и в то же время весьма прозаическими занятиями, приводящими их к внутреннему смятению и печали. В следующей своей работе — «Оплакивание» (1509—1511; Антверпен, Музей) он уже не ограничивается общей экспозицией образов; он пытается ввести в композицию действие, конкретнее раскрыть переживания героев. Не видя, однако, в чем кроется истинное величие человека, он не может органично разрешить эту задачу и совместить ее решение с достоинствами алтаря св. Анны. Художник приходит к решениям нервным и сбивчивым, что обычно объясняется готическими пережитками. Правильнее, однако, видеть здесь результат слияния двух еще недостаточно отстоявшихся тенденций: стремления возвеличить образ человека и другой тенденции, связанной с попытками представить ситуацию в ее жизненной естественности. Во всяком случае, этот же алтарь представляет обе эти тенденции и порознь; образы обобщенные соседствуют с гротескно характерными. Тяготение к жизненно-реальному началу привело Массейса к созданию одной из первых в искусстве нового времени жанровых, бытовых картин. Мы имеем в виду «Менялу с женой» (1514; Париж, Лувр). Вместе с тем постоянно сохранявшийся у художника интерес к обобщенной трактовке действительности побудил его (быть может, первого в Нидерландах) обратиться к искусству Леонардо да Винчи («Мария с младенцем»; Познань, Музей), хотя здесь можно говорить скорее о заимствованиях или о подражании. В творчестве Массейса обе названные тенденции выступают совместно или преобладая одна над другой. В тех же случаях, когда стремление к конкретности господствует безраздельно, можно заметить, что в реальности его привлекают явления исключительные или единичные. Это — крайние проявления или уродства, или характерности (портрет старика; Париж, Музей Жакмар-Андрэ). В тех же случаях, когда обе тенденции синтезируются, они или служат выражению жизненной энергии людей (что имело место уже в «Оплакивание»), или используются для передачи душевной сферы человека («Св. Магдалина»; Антверпен, Музей). Такой синтез особенно часто достигался Массейсом в области портрета. Портреты Эразма Роттердамского (Рим, дворец Корсини) и его друга Петра Эгидия (Солсбери, собрание Раднор), портрет Этьена Гардинера из галлереи Лихтенштейн в Вадуце и другой — глубокий, со сложным внутренним состоянием — из Штеделевского института во Франкфурте принадлежат к числу лучших образцов Этого жанра. В портрете, как и в ряде других работ, Массейс достигает особенных успехов при передаче общей, не расчлененной на отдельные чувства и качества, одухотворенности образа. Хочется показать еще некоторые картины Квентина Массейса, которые помогут образно представить мир творчества художника. Большое внимание Массейс уделял портретной живописи. Религиозная тема также занимала существенное место в его творчестве, причем особое внимание уделялось художником изображению Мадонн.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Шарль Франсуа Добиньи

News image

Добиньи, Шарль-Франсуа (Daubigny, Charles Fran?ois, 15.02.1817 г., Париж – 19

Франсуа-Жозеф Бозио

News image

Бозио, Франсуа-Жозеф (фр. Bosio, Francois-Joseph, 1768 г., Монако - 29.07

1730—1740 годы

News image

Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р...

Морис Дени

News image

Дени Морис (Denis, 25.11.1870 г., Гранвиль, Нормандия, - 03

Художники Италии:

News image

Корреджо (Антонио Аллегри - 1489-1534)

Начало Возрождения в Парме относится к 1510; тогда начинается и деятельность Корреджо хотя его первое документированное произведение Алтарь св. Франциска (Дрезден Картинная галерея) датируется только 1514-1515. В местных хр...

News image

Франческо Гварди (1712–1793)

Итальянский живописец, пейзажист венецианской школы. Родился в Венеции 5 октября 1712. Учился у своего брата, Джованни Антонио (1698–1760), мастера алтарных композиций в стиле ро...

News image

Никколо ди Сер Соццо (упоминается с 1348-1365)

Происхождение Никколо ди Сер Соццо до сих пор остается неясным. По одним документам он мог быть сыном сиенского нотариуса сер Соццо ди Франческо Тельяччи, по другим — сыном некоего художника-миниатюриста се...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация