Поттер, Питер Симонс |
Школы - Голландские художники |
Поттер, Питер Симонс де (Pieter Symonsz. de Potter) (между 1597–1601, Энкхейзен – 1652/1653, Амстердам (?)) – голландский художник эпохи барокко. Питер Поттер родился в семье Dieuwe Симонс и стекольных дел мастера Симона Якобса. Предполагают, что у своего отца художник учился росписи по стеклу. В 1625 г., когда Питер жил ещё в Энкхейзене, у него и его жены Aechtie Pouwels родился первенец, будущий художник Паулюс (Пауль) Поттер, слава которого впоследствии превзошла отцовскую. Первые уроки живописи Паулюс получал у отца. В 1628 г. Питер вступил в гильдию стекольных мастеров Лейдена, а годом позже возглавил её. К концу 1620-х гг. Поттер увлекается станковой живописью, вырабатывая натуралистическую манеру письма. Художник работал в самых различных жанрах. Ранним историческим сценам, вышедшим из-под его кисти («Жена Потифара возводит ложное обвинение на Иосифа», 1629), присущ оттенок маньеризма, что сказывается в вытянутых пропорциях фигур и несколько смещённой перспективе. Более естественные пропорции персонажей можно найти в исторических полотнах, бытовых сценах, изображениях весёлых компаний, созданных после 1630 г. («Беседа»). Более простая пространственная трактовка заметна также в натюрмортах этого периода, где предметы располагаются как бы внутри некоего трёхмерного пространства. Вероятно, в Лейдене появились первые пейзажи Питера Поттера. Крупноформатный пейзаж, купленный лейденским историком Яном Орлерсом, был оценён в 1640 г. как самое значительное произведение из его собрания. Одна из лучших поттеровских работ сочетает в себе жанры пейзажа и сюжета из Священной истории и представляет св. Павла с прилетевшим к нему орлом, когда Павел вёл жизнь отшельника в пустыне. Ранние пейзажи выполнены в монохромной гамме и свидетельствуют о влиянии Яна ван Гойена, проживавшего тогда же в Лейдене. Среди других лейденских коллег Питера можно назвать Яна Давидса де Хема (на крещении его сына Корнелиса Поттер был свидетелем в 1631 г.), Хармена и Питера ван Стенвейков и Питера ван Нордта (с последними Поттера роднит использование сероватых и охристых тонов). К работам де Хема стилистически и тематически близок монохромный «Деревенский натюрморт» Поттера, изображающий отслужившую свой срок утварь в углу трёхмерного пространства сарая. Более поздний натюрморт – аллегория суеты (1636) – отличается более тщательным письмом и более яркой гаммой и вызывает в памяти картины Стенвейков и их дяди Давида Байлли. В первой половине 1630-х гг. Поттер переселяется в Амстердам, где в течение нескольких лет держит мануфактуру, производящую золочёные кожаные портьеры (в это время старший сын художника Паулюс проживал в Гааге). Не прекращал Питер и занятий живописью: в его творчестве около 1640 г., как и в творчестве сына, появляется ряд исторических работ, на которых присутствуют животные. Многофигурные композиции Поттера отразили влияние ван Дейка, Питера Кодде и Виллема Корнелиса Дейстера. Несмотря на то, что наследие художника не очень велико, поражает его разноплановость: анималистика, батальные сцены, историческая и жанровая живопись, пейзажи, портреты, натюрморты; занимался он и музыкой. Произведения Питера Поттера подчас путали с картинами Паулюса; главным отличительным признаком, как правило, служит то, что сын подписывал свои работы полными именем и фамилией, а отец писал только инициал имени.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Алексей Петрович Антропов![]() Алексей Петрович Антропов (1716 —1795), начинавший учиться еще у Матвеева, около двадцати лет проработал в живописной команде под руководством Вишня... |
Алексей Гаврилович Венецианов![]() В стороне от романтизма стоит Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847), чье значение в истории русского искусства определяется, главным образом, ут... |
Валантен де Булонь![]() Валантен де БУЛОНЬ (3.01.1591-1632) |
Нарсис Виржиль Диаз![]() Диаз, Диас де ла Пенья (фр. Diaz de la Peña, Narcisse Virgile) Нарсис Виржиль (20.08.1808 г |
Художники Италии:
![]() Бартоломео Пинелли (1781-1835)Итальянский рисовальщик, гравер, скульптор. Родился в римском квартале Трастевере в семье скульптора, создателя раскрашенных терракотовых статуэток (pupazzaro) Дж. Б. Пи... |
![]() Карло Кривелли (1430-1500)Карло Кривелли — итальянский художник. Родился в Венеции в 1430, или 1435 году. Умер в 1495 в Ка... |
![]() Федерико Дзуккеро (1540-1609)Итальянский живописец римской школы, представитель маньеризма. После смерти Тициана в 1576 году, Федерико Дзуккеро был самым известным и влиятельным живописцем в Европе, путешествуя широко и создавая огромное число работ, в зн... |