Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Саломон де Брай
Школы - Голландские художники

саломон де брай

Голландский художник (1597 г., Амстердам - 1664 г., Харлем).

Саломон де Брай (1597-1664). Голландия XVII века отличалась большим разнообразием художественных школ, почти в каждом городе были свои хорошие живописцы. Но главным центром притяжения творческих сил был город Харлем, второй по величине и значению в тогдашней Голландии после Амстердама. Местная художественная традиция существовала здесь с давних времен. С конца XVI века в Харлеме действовала Академия. Ее организаторы - известные живописцы Карель ван Мандер, Хендрик Гольциус, Корнелис ван Харлем - создавали картины на религиозные и мифологические сюжеты, опираясь на достижения итальянских художников и теоретиков искусства XVI века. В Харлеме кипела культурная жизнь. Ее очагами были так называемые камеры риторов - литературно-художественные объединения, осуществлявшие театральные постановки, организовывавшие поэтические собрания. Сюда, в Харлем, переехал из Амстердама будущий живописец, архитектор и поэт Саломон де Брай.

Вначале интересы де Брая были поделены между поэзией и архитектурой. Еще в 1616 году он стал членом камеры риторов Любовь превыше всего , а в 1627 году издал сборник любовных песен. Этот же год стал для де Брая примечательным еще по одной причине. Он завершил тогда свой первый значительный архитектурный заказ - перестройку водоотводного шлюза в Харлеме. Вскоре де Браю поручают еще один важный заказ - проектирование крыла здания харлемской ратуши. Постройки де Брая - соответствующие вкусам деловых, практичных голландцев - нравились, и его приглашали строить и в другие города. Известно, что в 1640-е годы он работал как архитектор в Неймегене.

Во времена де Брая Харлем остро нуждался в архитекторах. Население города росло чрезвычайно быстро, город становился тесен. Возникла идея расширения Харлема. Среди представивших проекты расширения города был и будущий художник.

В 1630 году под названием Современная архитектура де Брай опубликовал полное собрание архитектурных работ крупнейшего голландского архитектора Хендрика де Кейсера.

Кроме архитектурных сооружений, сохранились рисунки де Врая, в том числе и подготовительные, для произведений декоративно-прикладного искусства. Остались и картины, правда, их немного. Живописью этот мастер занялся, по всей видимости, позже, чем архитектурой и поэзией. По крайней мере в харлемскую гильдию живописцев он вступил только в 1631 году.

Говоря о голландской живописи, мы прежде всего вспоминаем маленькие картины с жанровыми сценками, пейзажи, натюрморты. Однако были в Голландии и живописцы, которые стремились сохранить традиции серьезной исторической и мифологической живописи. Именно такому искусству учили в Харлемской Академии. К этому направлению в голландской живописи XVII века относятся живописные произведения и де Брая. Картины, подобные Иосифу в Египте де Брая, должны были пользоваться большим спросом у образованных, просвещенных жителей Харлема. Кисти художника приписывают портреты, а также полуфигурные композиции, изображающие ветхозаветных героев. Такие изображения нередко носили аллегорический характер. Например, Давид в интерпретации де Врая - аллегория торжества смирения над гордыней.

Живопись де Брая, так же как его архитектурное творчество, получила признание и за пределами Харлема. Известно, что у мастера побывал известный французский путешественник де Монкони и купил у него картину, изображающую Гермафродита - потомка античных богов Гермеса и Афродиты. В 1648-1653 годах по заказу вдовы наместника Голландии Фредерика Генрика группа живописцев выполняла росписи так называемого Домика в лесу - летней виллы, построенной близ Гааги. Программа росписей, разработанная самой заказчицей, ученым К. Гейгенсом и архитектором Я. ван Кампеном, должна была увековечить память о наместнике. Живописи такого рода следовало обладать пышностью и блеском, поэтому в качестве основных мастеров пригласили фламандцев - Я. Иорданса, Т. ван Тюльдена. Среди же голландских мастеров предпочтение отдали тем, чье искусство могло бы гармонировать с великолепием и элегантностью фламандской живописи. Так среди приглашенных оказался Саломон де Брай, которому особенно хорошо удавались пышные драпировки, эффектные позы, великолепные архитектурные фоны. Безусловно, де Брай не занимает особенно значительное место в блестящем созвездии мастеров золотого века голландской живописи. Направление, которое он представлял своим искусством, вовсе не было в те времена ведущим. Подчас мастер не вполне самостоятелен и подражает другим живописцам. В картинах на библейские сюжеты очевидно влияние творчества Рембрандта. Полуфигурным композициям аллегорического содержания, живописному приему сочетания глухой тени и яркого света он, скорее всего, научился у мастеров Утрехта. Но как бы то ни было, искусство де Брая выразительно отражает одну из граней голландской художественной культуры. А мягкость, живость и полнокровность его живописной манеры соообщают ей немалую привлекательность. Саломон де Брай - основатель династии художников: два его сына, Дирк и Ян, стали известными мастерами.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Луи-Габриель-Эжен Изабе

News image

Луи-Габриель-Эжен Изабе (фр. Isabey,1804-1888 гг.), живописец, сын и ученик Жана-Батиста Изабе.

Иван Петрович Аргунов

News image

Долгую жизнь в искусстве прожил самый известный представитель талантливой семьи крепостных художников, архитекторов, мастеров каменной резьбы Иван П...

Влияние западно-европейской культуры

News image

Важным стимулом к развитию портрета было установление контактов с западно­европейской культурой, в основном осуществляющихся при посредничестве Поль...

Жак Калло

News image

Жак Калло (фр. Jacques Callot, около 1592 или 1593 г., Нанси – 28.03

Художники Италии:

News image

Сильвестро Лега (1826—1895)

Итальянский художник, представитель тосканской шк...

News image

Джованни Беллини (1430-1516)

Джованни был внебрачным сыном Джакопо и сводным братом Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, До...

News image

Андреа Ванни (1332-1414)

Андреа Ванни был не столько художником, сколько политическим деятелем и дипломатом, поэтому его фигура интересна скорее с исторической точки зрения, нежели с точки зрения ис...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация