Саломон де Брай |
Школы - Голландские художники |
Голландский художник (1597 г., Амстердам - 1664 г., Харлем). Саломон де Брай (1597-1664). Голландия XVII века отличалась большим разнообразием художественных школ, почти в каждом городе были свои хорошие живописцы. Но главным центром притяжения творческих сил был город Харлем, второй по величине и значению в тогдашней Голландии после Амстердама. Местная художественная традиция существовала здесь с давних времен. С конца XVI века в Харлеме действовала Академия. Ее организаторы - известные живописцы Карель ван Мандер, Хендрик Гольциус, Корнелис ван Харлем - создавали картины на религиозные и мифологические сюжеты, опираясь на достижения итальянских художников и теоретиков искусства XVI века. В Харлеме кипела культурная жизнь. Ее очагами были так называемые камеры риторов - литературно-художественные объединения, осуществлявшие театральные постановки, организовывавшие поэтические собрания. Сюда, в Харлем, переехал из Амстердама будущий живописец, архитектор и поэт Саломон де Брай. Вначале интересы де Брая были поделены между поэзией и архитектурой. Еще в 1616 году он стал членом камеры риторов Любовь превыше всего , а в 1627 году издал сборник любовных песен. Этот же год стал для де Брая примечательным еще по одной причине. Он завершил тогда свой первый значительный архитектурный заказ - перестройку водоотводного шлюза в Харлеме. Вскоре де Браю поручают еще один важный заказ - проектирование крыла здания харлемской ратуши. Постройки де Брая - соответствующие вкусам деловых, практичных голландцев - нравились, и его приглашали строить и в другие города. Известно, что в 1640-е годы он работал как архитектор в Неймегене. Во времена де Брая Харлем остро нуждался в архитекторах. Население города росло чрезвычайно быстро, город становился тесен. Возникла идея расширения Харлема. Среди представивших проекты расширения города был и будущий художник. В 1630 году под названием Современная архитектура де Брай опубликовал полное собрание архитектурных работ крупнейшего голландского архитектора Хендрика де Кейсера. Кроме архитектурных сооружений, сохранились рисунки де Врая, в том числе и подготовительные, для произведений декоративно-прикладного искусства. Остались и картины, правда, их немного. Живописью этот мастер занялся, по всей видимости, позже, чем архитектурой и поэзией. По крайней мере в харлемскую гильдию живописцев он вступил только в 1631 году. Говоря о голландской живописи, мы прежде всего вспоминаем маленькие картины с жанровыми сценками, пейзажи, натюрморты. Однако были в Голландии и живописцы, которые стремились сохранить традиции серьезной исторической и мифологической живописи. Именно такому искусству учили в Харлемской Академии. К этому направлению в голландской живописи XVII века относятся живописные произведения и де Брая. Картины, подобные Иосифу в Египте де Брая, должны были пользоваться большим спросом у образованных, просвещенных жителей Харлема. Кисти художника приписывают портреты, а также полуфигурные композиции, изображающие ветхозаветных героев. Такие изображения нередко носили аллегорический характер. Например, Давид в интерпретации де Врая - аллегория торжества смирения над гордыней. Живопись де Брая, так же как его архитектурное творчество, получила признание и за пределами Харлема. Известно, что у мастера побывал известный французский путешественник де Монкони и купил у него картину, изображающую Гермафродита - потомка античных богов Гермеса и Афродиты. В 1648-1653 годах по заказу вдовы наместника Голландии Фредерика Генрика группа живописцев выполняла росписи так называемого Домика в лесу - летней виллы, построенной близ Гааги. Программа росписей, разработанная самой заказчицей, ученым К. Гейгенсом и архитектором Я. ван Кампеном, должна была увековечить память о наместнике. Живописи такого рода следовало обладать пышностью и блеском, поэтому в качестве основных мастеров пригласили фламандцев - Я. Иорданса, Т. ван Тюльдена. Среди же голландских мастеров предпочтение отдали тем, чье искусство могло бы гармонировать с великолепием и элегантностью фламандской живописи. Так среди приглашенных оказался Саломон де Брай, которому особенно хорошо удавались пышные драпировки, эффектные позы, великолепные архитектурные фоны. Безусловно, де Брай не занимает особенно значительное место в блестящем созвездии мастеров золотого века голландской живописи. Направление, которое он представлял своим искусством, вовсе не было в те времена ведущим. Подчас мастер не вполне самостоятелен и подражает другим живописцам. В картинах на библейские сюжеты очевидно влияние творчества Рембрандта. Полуфигурным композициям аллегорического содержания, живописному приему сочетания глухой тени и яркого света он, скорее всего, научился у мастеров Утрехта. Но как бы то ни было, искусство де Брая выразительно отражает одну из граней голландской художественной культуры. А мягкость, живость и полнокровность его живописной манеры соообщают ей немалую привлекательность. Саломон де Брай - основатель династии художников: два его сына, Дирк и Ян, стали известными мастерами.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Эжен Буден![]() БУДЕН, Эжен (фр. Eugène Boudin; 12.07.1824 г |
Поль Гоген![]() Поль Гоген (Gauguin) (1848-1903), французский живописец. В юности служил моряком, в 1871-1883 годах - биржевым маклером в Париже. |
Камиль Коро![]() Жан Батист Камиль Коро (фр. Jean Baptiste Camille Corot, 17(16).07.1796 г |
Эмиль Жан Орас Верне![]() Верне Эмиль-Жан - Орас (фр. Emile Jean Horace Vernet, 30.06.1789 г |
Художники Италии:
![]() Бернардо Беллотто (1720–1780)Итальянский живописец, рисовальщик, гравер. Венецианская школа. Ученик своего дяди А. Канале (известного как Ка... |
![]() Орацио Джентилески (1563-1639)Итальянский живописец. Работал во Флоренции, Риме, Генуе, Турине; с 1626 — в Лондоне при дворе Карла I.... |
![]() Tициан Вечеллио (1488-1576)О долгой жизни великого Tициана известно практически все — его поразительная карьера, привязанности, приглашения к самым видным дворам Европы, его ревнивое отношение к собственному положению и благосостоянию и многое др... |