Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Саломон де Брай
Школы - Голландские художники

саломон де брай

Голландский художник (1597 г., Амстердам - 1664 г., Харлем).

Саломон де Брай (1597-1664). Голландия XVII века отличалась большим разнообразием художественных школ, почти в каждом городе были свои хорошие живописцы. Но главным центром притяжения творческих сил был город Харлем, второй по величине и значению в тогдашней Голландии после Амстердама. Местная художественная традиция существовала здесь с давних времен. С конца XVI века в Харлеме действовала Академия. Ее организаторы - известные живописцы Карель ван Мандер, Хендрик Гольциус, Корнелис ван Харлем - создавали картины на религиозные и мифологические сюжеты, опираясь на достижения итальянских художников и теоретиков искусства XVI века. В Харлеме кипела культурная жизнь. Ее очагами были так называемые камеры риторов - литературно-художественные объединения, осуществлявшие театральные постановки, организовывавшие поэтические собрания. Сюда, в Харлем, переехал из Амстердама будущий живописец, архитектор и поэт Саломон де Брай.

Вначале интересы де Брая были поделены между поэзией и архитектурой. Еще в 1616 году он стал членом камеры риторов Любовь превыше всего , а в 1627 году издал сборник любовных песен. Этот же год стал для де Брая примечательным еще по одной причине. Он завершил тогда свой первый значительный архитектурный заказ - перестройку водоотводного шлюза в Харлеме. Вскоре де Браю поручают еще один важный заказ - проектирование крыла здания харлемской ратуши. Постройки де Брая - соответствующие вкусам деловых, практичных голландцев - нравились, и его приглашали строить и в другие города. Известно, что в 1640-е годы он работал как архитектор в Неймегене.

Во времена де Брая Харлем остро нуждался в архитекторах. Население города росло чрезвычайно быстро, город становился тесен. Возникла идея расширения Харлема. Среди представивших проекты расширения города был и будущий художник.

В 1630 году под названием Современная архитектура де Брай опубликовал полное собрание архитектурных работ крупнейшего голландского архитектора Хендрика де Кейсера.

Кроме архитектурных сооружений, сохранились рисунки де Врая, в том числе и подготовительные, для произведений декоративно-прикладного искусства. Остались и картины, правда, их немного. Живописью этот мастер занялся, по всей видимости, позже, чем архитектурой и поэзией. По крайней мере в харлемскую гильдию живописцев он вступил только в 1631 году.

Говоря о голландской живописи, мы прежде всего вспоминаем маленькие картины с жанровыми сценками, пейзажи, натюрморты. Однако были в Голландии и живописцы, которые стремились сохранить традиции серьезной исторической и мифологической живописи. Именно такому искусству учили в Харлемской Академии. К этому направлению в голландской живописи XVII века относятся живописные произведения и де Брая. Картины, подобные Иосифу в Египте де Брая, должны были пользоваться большим спросом у образованных, просвещенных жителей Харлема. Кисти художника приписывают портреты, а также полуфигурные композиции, изображающие ветхозаветных героев. Такие изображения нередко носили аллегорический характер. Например, Давид в интерпретации де Врая - аллегория торжества смирения над гордыней.

Живопись де Брая, так же как его архитектурное творчество, получила признание и за пределами Харлема. Известно, что у мастера побывал известный французский путешественник де Монкони и купил у него картину, изображающую Гермафродита - потомка античных богов Гермеса и Афродиты. В 1648-1653 годах по заказу вдовы наместника Голландии Фредерика Генрика группа живописцев выполняла росписи так называемого Домика в лесу - летней виллы, построенной близ Гааги. Программа росписей, разработанная самой заказчицей, ученым К. Гейгенсом и архитектором Я. ван Кампеном, должна была увековечить память о наместнике. Живописи такого рода следовало обладать пышностью и блеском, поэтому в качестве основных мастеров пригласили фламандцев - Я. Иорданса, Т. ван Тюльдена. Среди же голландских мастеров предпочтение отдали тем, чье искусство могло бы гармонировать с великолепием и элегантностью фламандской живописи. Так среди приглашенных оказался Саломон де Брай, которому особенно хорошо удавались пышные драпировки, эффектные позы, великолепные архитектурные фоны. Безусловно, де Брай не занимает особенно значительное место в блестящем созвездии мастеров золотого века голландской живописи. Направление, которое он представлял своим искусством, вовсе не было в те времена ведущим. Подчас мастер не вполне самостоятелен и подражает другим живописцам. В картинах на библейские сюжеты очевидно влияние творчества Рембрандта. Полуфигурным композициям аллегорического содержания, живописному приему сочетания глухой тени и яркого света он, скорее всего, научился у мастеров Утрехта. Но как бы то ни было, искусство де Брая выразительно отражает одну из граней голландской художественной культуры. А мягкость, живость и полнокровность его живописной манеры соообщают ей немалую привлекательность. Саломон де Брай - основатель династии художников: два его сына, Дирк и Ян, стали известными мастерами.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Алексей Гаврилович Венецианов

News image

В стороне от романтизма стоит Алексей Гаврилович Венецианов (1780—1847), чье значение в истории русского искусства определяется, главным образом, ут...

Портреты второй половины XVII века

News image

Во второй половине столетия изменения во всей духовной атмосфере Руси нарастают. Расшатываются казавшиеся незыблемыми устои представлений о месте че...

Портрет в конце XVIII века

News image

Восемнадцатый век — „век портрета — завершался. Последнее его десятилетие было не только хронологическим рубежом для русского общества, для всего ст...

Жюль Бастьен-Лепаж

News image

БАСТЬЕН-ЛЕПАЖ, ЖЮЛЬ (Bastien-Lepage, Jules, 01.11.1848 г., Данвиллер – 10

Художники Италии:

News image

Франческо Франча (1448-1517)

Франческо ди Марко ди Джакомо Райболини, прозванный Франча (около 1448 или 1460—1517), сын реэчика по дереву, — болонский ювелир, медальер, гравер, скульптор и жи...

News image

Джованни Антонио Каналетто (1697–1768)

В XVIII веке Венеция переживала упадок. Венецианская республика окончательно потеряла свое влияние, во многом определявшееся ранее активной посреднической торговлей. Впрочем, внешних примет упадка почти не на...

News image

Содома (Джованни Антонио Бацци) (1477-1549)

Содома (итал. Sodoma, собственное имя Giovanni Antonio Bazzi, 1477, Верчелли, Савойя — 15 февраля 1549, Сиена) — итальянский художник сиенской школы жи...

Русская школа

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация