Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Стен, Ян
Школы - Голландские художники

стен, ян

СТЕН, Ян (Steen, Jan)(около 1626 г., Лейден — 1679 г., Лейден) - голландский художник.

Сын пивовара. Учился, возможно, у Н. Кнопфера в Утрехте, А. ван Остаде в Харлеме и Я. ван Гойена в Гааге, на дочери которого Стен женился. Работал в Лейдене (1644—1649, 1670—1679), Гааге (с 1649), Делфте (с 1654), Вармонде (с 1656), Харлеме (1661—1670). Произведения Стена оценивались невысоко, что побуждало его то содержать в Делфте пивоварню, то с 1672 в Лейдене трактир. Писал жанровые и библейские сцены, пейзажи, портреты. Стен — один из самых жизнерадостных живописцев Голландии XVII в., что, по-видимому, отразило черты его яркой, общительной и доброжелательной натуры. В эволюции его творчества отразилась восприимчивость художника к различным направлениям голландской живописи и приемам современников; такого рода многообразие художественных манер сопровождалось отличавшей Стена неровностью живописного исполнения. Однако его лучшие работы стоят на уровне высоких достижений эпохи. Искусство Стена как одного из самых популярных мастеров бытового жанра XVII в. достигло расцвета сравнительно поздно, в кон. 1660 — нач. 1670-х и активизировалось сближением мастеров с художественной средой Харлема, воздействием искусства Ф. Халса, его ученика фламандского жанриста А. Браувера и А. Остаде.

Стен обращался к определенным темам: уроки (рисунка, музыки), веселые общества , больная и врач , но не ограничивался эпизодами повседневной жизни, а изображал также шумные празднества (Праздник св. Николая, ок. 1660, Амстердам, Рейксмузеум; Праздник бобового короля, нач. 1660-х, Кассель, Картинная галерея), хмельные попойки (Гуляки, ок. 1660, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Расстроенное хозяйство, ок. 1663, Вена, Музей истории искусства; Как приобретено, так истрачено, 1661, Роттердам, Музей Бойманса — ван Бёнингена), азартные игры (Игра в трик-трак, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж), обнаруживая талант рассказчика, острую наблюдательность, неподдельный, подчас грубоватый юмор, мастерство в передаче фигур, их поз, жестов, деталей обстановки и одежды. Склонный к юмористическим ситуациям и повествовательности, художник уделял особое внимание взаимоотношениям действующих лиц (серия картин Больная и врач, ок. 1660, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; Амстердам, Рейксмузеум; 1655, Мюнхен, Старая пинакотека, и др. музеи). Иногда Стен изображал себя и свою семью (Семья художника в веселом обществе, ок. 1663, Гаага, Маурицхейс), иногда использовал для сюжетов картин меткие народные поговорки; царящий в них дух бесшабашного веселья нередко сдерживался дидактическим подтекстом. Библейские сюжеты также воплощались в бытовых формах; поздние многофигурные композиции заполнены забавными, юмористическими деталями (Брак в Кане, Лондон, собрание Бейт). О связи художника с современным ему театром свидетельствует большая картина в Гос. Эрмитаже Эсфирь перед Артаксерксом. Следуя общей тенденции в развитии голландского искусства, творчество Стена приобрело с годами чуждый ему светский, нарядно-декоративный характер (Летний праздник, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Черты русского портрета

News image

Несмотря на положение ученика, русский портрет с первых своих „европейских шагов сразу обрел национальные черты — серьезность в отношении к человек...

”Рождение” русского портрета

News image

С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна, парадный императ...

Якоб Йорданс

News image

Якоб Йорданс родился 19 мая 1593 года в Антверпене, одном из самых преуспевающих городов тогдашней Фландрии. Его отец торговал мануфактурой, благода...

Портрет при Елизавете

News image

Средства огромной страны, добываемые тяжелым крепостным трудом, с безудержным размахом тратились двором императрицы на роскошные дворцы и парки, на ...

Художники Италии:

News image

Таддео ди Бартоло (1362-1422)

Те художники, которые стяжали себе славу на поприще живописи, заслуживают того, чтобы произведения их находились не в темном и непочетном месте, где их будут порицать те, кто все равно не по...

News image

Джованни Беллини (1430-1516)

Джованни был внебрачным сыном Джакопо и сводным братом Джентиле; его отрочество совпало с эпохой, когда в Падуе и Венеции работали Уччелло, Филиппе Липпи, Андреа дель Кастаньо, До...

News image

Пьетро да Кортона (1596-1669)

Пьетро да Кортона (итал. Pietro da Cortona) (наст. имя Пьетро Берреттини, Berrettini) (1 ноября 1596, Кортона, Ареццо — 16 мая 1669, Рим) — итальянский живописец и ар...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация