Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)


Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)
Школы - Итальянские художники

бассано (якопо да понте) (1510-1592)

Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 году. В некоторых источниках, впрочем, говорится, что он родился в 1517 или 1518 году, однако первая дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано датированной 1531 годом.

Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название — Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций. Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к XVI веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области. Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные занятия, питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей. Старые авторы писали, что еще в XVI столетии в Бассано свято хранились заветы предков, давно уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».

Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое влияние на формирование личности будущего художника. Недаром впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Но нельзя также сбрасывать со счетов и семейную обстановку. Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.

Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.

Пребывание Якопо Бассано в Венеции подтверждается необычным документом, датированным 15 января 1535 года. Это — патент, выданный живописцу и еще неким двум изобретателям за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и осушать болота». Страсть к изобретательству Якопо, по всей вероятности, унаследовал от Франческо да Понте, тоже всю жизнь что-то мастерившего. Забегая вперед, скажем, что «инженерная мысль» не оставляла Бассано и позднее. Уже вернувшись в родной город и сделавшись вполне почтенным и зрелым мужем, он разбил подле своего дома (тоже, кстати, весьма необычного и напичканного различными техническими причудами) сад, где установил фигуры птиц и животных, которые были сделаны так искусно, что казались живыми.

И все-таки, надо полагать, что в Венеции художник занимался не столько изобретательством, сколько совершенствованием своей живописной техники. Его пребывание в мастерской Бонифацио Веронезе подтверждается и многочисленными свидетельствами старых авторов, и его собственными полотнами конца 1530-х годов. Неизвестно лишь, как долго и в каком статусе находился он здесь. С трудом можно поверить, что Бассано работал у Веронезе исключительно на положении ученика. Слишком уж великовозрастен он был (в 1535 году ему минуло уже двадцать пять лет). Легко представить себе, как поразила пышная Венеция нашего провинциала, выросшего в краю ремесленников, пастухов и землепашцев. Роскошные палаццо, великолепные храмы, толпы богато одетых горожан — поначалу все это показалось Бассано восхитительным. В мастерской Веронезе он старательно приобщался к венецианской школе с ее тяготением к пышности, изысканному колориту и повествовательности.

В 1540 году Якопо да Понте получил из дому известие о смерти отца и поспешил в Бассано. Надеялся ли он вернуться в Венецию потом, по завершении всех печальных хлопот, связанных с устройством дел семьи? Или уже заранее знал, что отныне его судьба будет связана с родным городом? Вернее всего — второе. Можно предположить, что за несколько лет Венеция с ее «праздником каждый день» успела прискучить молодому художнику, с детства привыкшему к иному ритму жизни и иному окружению. Он взял от Венеции все, что хотел взять. Да. он больше не мог участвовать в художественной жизни Венеции и лицезреть живописные новинки, но зато получил возможность в тишине и покое наслаждаться гравюрами. Их он изучил гораздо более досконально, нежели его «коллеги» и друзья, оставшиеся в Венеции. Так, в его работах раньше, чем в полотнах кого-либо из венецианцев, можно заметить следы знакомства с гравюрами Пармиджанино.

К концу 1540-х годов мастер обзавелся семьей. Когда точно произошло это событие, сказать трудно, но первый из известных сыновей Якопо Бассано, Франческо, появился на свет в 1549 году. Жизнь художника текла спокойно. Он трудился для городских и окрестных церквей, проводил свои досуги в кругу семьи, мастерил затейливые штуки для украшения своего дома и сада, неизменно поражавшие гостей. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками отца в его мастерской.

Нельзя сказать, что, покинув Венецию, Бассано жил анахоретом. Судя по всему, старые знакомые, с которыми он сошелся еще в молодые годы, не забывали о нем. Так, есть сведения, что Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано. Это, несомненно, свидетельствует о том, сколь высоко ценил он талант своего товарища по цеху. Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своем знаменитом «Браке в Кане» (1562— 63) изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов. Успехом пользовались работы Якопо да Понте и у некоторых коллекционеров-любителей (в особенности им нравились его сельские сцены, где он с большой достоверностью воспроизводил пейзажи своей родной Террафермы).

В середине 1570-х годов старый мастер взялся за совершенно новую для него работу — монументальные росписи. Открытый лишь недавно, этот фресковый цикл в приходской церкви Картильяно, небольшой деревушки неподалеку от Бассано, создавался при странных обстоятельствах. Исследователи предполагают, что в 1574—75 годах художник был вынужден оставить Бассано (иные говорят, что это было связано с эпидемией чумы, действительно разразившейся в эти годы в близлежащих городах, другие винят во всем религиозные распри, связанные с Контрреформацией). Как бы там ни было, Бассано пришлось «спасаться» в деревне, благодаря чему он создал великолепные фрески капеллы дель Розарио — единственное свое произведение в этом жанре. 1570-е годы вообще явились для нашего живописца наиболее плодотворным периодом. Он и сам не растерял еще сил, да и сыновья были рядом. И, хотя Бассано не оставлял кисти до самой своей смерти, в следующее десятилетие он работал далеко не так продуктивно. Умер художник в 1592 году, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жозеф Десарно

News image

Десарно, Август-Жозеф (Auguste-Joseph Desarnot,1788 г.,Франция - 15.04.1840 г

Эжен Делакруа

News image

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 26 апреля 1798 года — 13 августа 1863 года) — французский живописец и график....

Поль Гоген

News image

Поль Гоген (Gauguin) (1848-1903), французский живописец. В юности служил моряком, в 1871-1883 годах - биржевым маклером в Париже.

Бугеро Адольф Вильям

News image

Вильям-Адольф Бугеро (William-Adolphe Bouguereau), французский живописец, крупнейший представитель салонной академической живописи.

Художники Италии:

News image

Пьетро Ротари (1707-1762)

Учился сначала у Р. Ауденарде и у Антонио Балестра, затем у Франческо Тревизани в Риме и у Солимена в Не...

News image

Сильвестро Лега (1826—1895)

Итальянский художник, представитель тосканской шк...

News image

Джироламо ди Бенвенуто (1470-1524)

Джироламо ди Бенвенуто был сыном другого известного сиенского художника Бенвенуто ди Джованни. Естественно, что азам искусств он обучился под чутким присмотром отца, и в дальнейшем участвовал во многих престижных проектах ег...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация