Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)


Бассано (Якопо да Понте) (1510-1592)
Школы - Итальянские художники

бассано (якопо да понте) (1510-1592)

Якопо да Понте, прозванный Бассано по месту своего рождения, появился на свет приблизительно в 1510 году. В некоторых источниках, впрочем, говорится, что он родился в 1517 или 1518 году, однако первая дата представляется более правдоподобной, поскольку существуют сведения о картине Якопо Бассано датированной 1531 годом.

Родина художника, небольшой провинциальный город Бассано (ныне его полное название — Бассано дель Граппа), никогда не имела, в отличие от, к примеру, Венеции, серьезных культурных традиций. Упоминания о первых ученых-гуманистах, поэтах и живописцах, которые были уроженцами Бассано, относятся к XVI веку (таким образом, Якопо да Понте принадлежал к первому поколению «интеллигенции» своего города). В целом же Бассано жил тихой и размеренной жизнью, как и положено центру сельской области. Прямо у городских стен пастухи пасли овец, а сами горожане занимались в большинстве своем выделкой кож, производством шерстяных тканей и изготовлением сальных свечей. Эти патриархальные занятия, питавшие Бассано, не могли не отразиться на нравах его жителей. Старые авторы писали, что еще в XVI столетии в Бассано свято хранились заветы предков, давно уже забытые в крупных городах Италии. Один из них в таких выражениях восхищался женщинами этого города: «Они доброго и доблестного нрава, их обычаи и одежды скромны и далеки от роскоши».

Несомненно, некоторая архаичность жизненного уклада в Бассано оказала большое влияние на формирование личности будущего художника. Недаром впоследствии он одним из первых итальянских живописцев обратился к сельской тематике, и именно картины, в которых так или иначе присутствуют деревенские детали, принесли ему наибольшую известность. Но нельзя также сбрасывать со счетов и семейную обстановку. Семья, где возрастал Якопо да Понте, была, вероятно, одной из самых оригинальных во всем городе. Его отец, Франческо да Понте (дата его рождения неизвестна, а умер он, по всей видимости, в 1540 году), был, как свидетельствует Карло Ридольфи, весьма образованным для своего времени человеком. Он увлекался изящной словесностью, философией и (ну куда же без этого в начале XVI века) алхимией. Надо полагать, что он постарался передать сыну большинство своих знаний, ибо та легкость, с которой Якопо да Понте сочинял сюжеты для своих полотен, свидетельствует о его близком знакомстве с литературой. Первые уроки живописи он также получил от отца.

Неизвестно, с какого момента он начал помогать отцу в его трудах. Исследователи полагают, что к совместным работам Франческо и Якопо да Понте следует отнести некоторые полотна, созданные около 1530 года и хранящиеся ныне в Городском музее в Бассано. Бок о бок с отцом наш герой проработал приблизительно пять лет. В 1535 году мы обнаруживаем его уже в Венеции, в мастерской Бонифацио Веронезе.

Пребывание Якопо Бассано в Венеции подтверждается необычным документом, датированным 15 января 1535 года. Это — патент, выданный живописцу и еще неким двум изобретателям за «новый способ строить мельницы, плотины, поднимать уровень воды и осушать болота». Страсть к изобретательству Якопо, по всей вероятности, унаследовал от Франческо да Понте, тоже всю жизнь что-то мастерившего. Забегая вперед, скажем, что «инженерная мысль» не оставляла Бассано и позднее. Уже вернувшись в родной город и сделавшись вполне почтенным и зрелым мужем, он разбил подле своего дома (тоже, кстати, весьма необычного и напичканного различными техническими причудами) сад, где установил фигуры птиц и животных, которые были сделаны так искусно, что казались живыми.

И все-таки, надо полагать, что в Венеции художник занимался не столько изобретательством, сколько совершенствованием своей живописной техники. Его пребывание в мастерской Бонифацио Веронезе подтверждается и многочисленными свидетельствами старых авторов, и его собственными полотнами конца 1530-х годов. Неизвестно лишь, как долго и в каком статусе находился он здесь. С трудом можно поверить, что Бассано работал у Веронезе исключительно на положении ученика. Слишком уж великовозрастен он был (в 1535 году ему минуло уже двадцать пять лет). Легко представить себе, как поразила пышная Венеция нашего провинциала, выросшего в краю ремесленников, пастухов и землепашцев. Роскошные палаццо, великолепные храмы, толпы богато одетых горожан — поначалу все это показалось Бассано восхитительным. В мастерской Веронезе он старательно приобщался к венецианской школе с ее тяготением к пышности, изысканному колориту и повествовательности.

В 1540 году Якопо да Понте получил из дому известие о смерти отца и поспешил в Бассано. Надеялся ли он вернуться в Венецию потом, по завершении всех печальных хлопот, связанных с устройством дел семьи? Или уже заранее знал, что отныне его судьба будет связана с родным городом? Вернее всего — второе. Можно предположить, что за несколько лет Венеция с ее «праздником каждый день» успела прискучить молодому художнику, с детства привыкшему к иному ритму жизни и иному окружению. Он взял от Венеции все, что хотел взять. Да. он больше не мог участвовать в художественной жизни Венеции и лицезреть живописные новинки, но зато получил возможность в тишине и покое наслаждаться гравюрами. Их он изучил гораздо более досконально, нежели его «коллеги» и друзья, оставшиеся в Венеции. Так, в его работах раньше, чем в полотнах кого-либо из венецианцев, можно заметить следы знакомства с гравюрами Пармиджанино.

К концу 1540-х годов мастер обзавелся семьей. Когда точно произошло это событие, сказать трудно, но первый из известных сыновей Якопо Бассано, Франческо, появился на свет в 1549 году. Жизнь художника текла спокойно. Он трудился для городских и окрестных церквей, проводил свои досуги в кругу семьи, мастерил затейливые штуки для украшения своего дома и сада, неизменно поражавшие гостей. Один за другим рождались сыновья и, подрастая, становились помощниками отца в его мастерской.

Нельзя сказать, что, покинув Венецию, Бассано жил анахоретом. Судя по всему, старые знакомые, с которыми он сошелся еще в молодые годы, не забывали о нем. Так, есть сведения, что Паоло Веронезе послал своего сына Карлетто «учиться ремеслу» именно в мастерскую Бассано. Это, несомненно, свидетельствует о том, сколь высоко ценил он талант своего товарища по цеху. Помимо прочего, если верить биографам Бассано, тот же Веронезе в своем знаменитом «Браке в Кане» (1562— 63) изобразил его рядом с собой, Тицианом и Тинторетто в группе музыкантов. Успехом пользовались работы Якопо да Понте и у некоторых коллекционеров-любителей (в особенности им нравились его сельские сцены, где он с большой достоверностью воспроизводил пейзажи своей родной Террафермы).

В середине 1570-х годов старый мастер взялся за совершенно новую для него работу — монументальные росписи. Открытый лишь недавно, этот фресковый цикл в приходской церкви Картильяно, небольшой деревушки неподалеку от Бассано, создавался при странных обстоятельствах. Исследователи предполагают, что в 1574—75 годах художник был вынужден оставить Бассано (иные говорят, что это было связано с эпидемией чумы, действительно разразившейся в эти годы в близлежащих городах, другие винят во всем религиозные распри, связанные с Контрреформацией). Как бы там ни было, Бассано пришлось «спасаться» в деревне, благодаря чему он создал великолепные фрески капеллы дель Розарио — единственное свое произведение в этом жанре. 1570-е годы вообще явились для нашего живописца наиболее плодотворным периодом. Он и сам не растерял еще сил, да и сыновья были рядом. И, хотя Бассано не оставлял кисти до самой своей смерти, в следующее десятилетие он работал далеко не так продуктивно. Умер художник в 1592 году, лишь ненамного пережив своего старшего и самого талантливого сына Франческо, скончавшегося полгода спустя.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Карл Павлович Брюллов

News image

В отличие от Иванова и Федотова Карл Павлович Брюллов (1799— 1852) был прирожденным портретистом.

Шарль-Теофил Ангран (1854-1926)

News image

Французский художник, представитель неоимпрессионизма.

Андре Дерен

News image

Андре Дерен (Andre Derain, 10.06.1880 г., Шату-сюр-Сен близ Версаля – 10

Портрет в конце XVIII века

News image

Восемнадцатый век — „век портрета — завершался. Последнее его десятилетие было не только хронологическим рубежом для русского общества, для всего ст...

Художники Италии:

News image

Моретто да Брешиа (Алессандро Бонвичино)(1498-1554)

Алессандро Бонвичино или Буонвичино, известен под прозвищем Моретто, Арапчонок (итал. Alessandro Bonvicino, итал. Il Moretto, между 1490 и 1498, Брешия — 22 декабря 1554, там же) — итальянский художник, работал в ...

News image

Берлингьеро ди Миланезе (известен с 1228 по 1236 г)

Берлингьеро ди Миланезе был основателем не только первой известной в Тоскане художественной мастерской, но и известной династии ху...

News image

Франческо Приматиччо (1505-1570)

Приматиччо (Примачицци) Франческо, родился в Болонье в 1505 г., умер в Париже в 1570 г. — живописец, скульптор, ар...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация