Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Гертген тот Синт-Янс


Гертген тот Синт-Янс
Школы - Голландские художники

гертген тот синт-янс

Между 1460—1465, Лейден (?) — до 1496, Харлем (?). Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом. Отсюда имя, под которым он вошел в историю искусств (в переводе — Маленький Герард от св. Иоанна ).

За свою короткую творческую жизнь Гертген проявил себя чрезвычайно своеобразным художником, претворившим традиции живописи XV в. на свой лад. Он работал в маленьком городке северной части страны, и, возможно, отсюда яркие черты жанрового демократизма в его произведениях. Многие его образы пленяют чистосердечием, поэзией искренних чувств; некоторая наивность трактовки отдельных персонажей придает сценам фольклорный оттенок, приближает их к зрителю, верящему простодушной правде благочестивых эмоций. Пестроватый колорит напоминает порой народные картинки; таков ранний образ Родня Христова в церкви (ок. 1480, Амстердам, Рейксмузеум); обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность. В Поклонении волхвов (1490—1495, Прага, Нац. галерея) художника интересуют не только фигуры первого плана — Мария и волхвы, каждый из которых весьма индивидуален; ему важно также детально показать растянувшуюся по улицам городка кавалькаду их свиты; дополнительные подробности усиливают трогательно-умиленное настроение сцены.

Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве. Так, на одной из сторон единственно сохранившейся двухсторонней створки большого алтаря (где изображено сожжение останков Иоанна Крестителя; 1484, Вена, Музей истории искусства) дан групповой портрет заказчиков — монахов ордена иоаннитов; тем самым заложены основы жанра корпоративного портрета, получившего большое распространение в XVI—XVII вв.; здесь же сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла: благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами.

По-новому трактована Гертгеном и тема Рождества (1480— 1490 гг., Лондон, Нац. галерея) — один из первых ноктюрнов , ночных сцен, в изобразительном искусстве. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Девы Марии и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья. Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина Иоанн Креститель в пустыне (1485— 1490, Берлин, Гос. музеи). Меланхолии пригорюнившегося святого словно вторит тихий лирический пейзаж с золотящимися от закатного света деревьями, извивающейся речкой и порхающими птицами. В нескладной фигуре с некрасивым, но обаятельным лицом художник словно провидит рембрандтовский идеал будущего, подразумевающий первенство нравственного величия перед физической красотой. Вероятно, под воздействием предреформационных идей возник полный острого драматизма образ Христа Страждущего (Утрехт, музей архиепископа); натурализм израненного тела Спасителя причудливо и противоречиво сочетается тут с традиционно-средневековым золотым фоном.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Пьер-Нарсис Герен

News image

ГЕРЕН ПЬЕР НАРСИС (13.05.1774 г. - 6

Павел Андреевич Федотов

News image

Если у других непортретистов (Венецианов, Иванов) портрет обычно совпадал с основной линией их искусства, то в критическом, драматическом, а к концу...

Портреты второй половины XVII века

News image

Во второй половине столетия изменения во всей духовной атмосфере Руси нарастают. Расшатываются казавшиеся незыблемыми устои представлений о месте че...

Поль (Ипполит) Деларош

News image

Поль Деларош (Delaroche) (1797-1856) - знаменитый французский исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем Поль его звали в семейс...

Художники Италии:

News image

Санти ди Тито (1536-1602)

Среди прочих молодых живописцев Академии даровитым и стоящим можно назвать Санти ди Тито (Santi di Tito), который, поработав в течение долгих лет в Риме, вернулся в конце концов во Флоренцию, чт...

News image

Орканья (Андреа ди Чоне)(1308-1368)

Итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, – скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, на...

News image

Пармиджанино (Джироламо Франческо Мария Маццола (Маццуо

Мастер, известный ныне всему свету под именем Пармиджанино (буквально — «маленький пармезанец»), при крещении получил имя Джироламо Франческо Мария Маццола (М...

Русская школа

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация