Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Гертген тот Синт-Янс


Гертген тот Синт-Янс
Школы - Голландские художники

гертген тот синт-янс

Между 1460—1465, Лейден (?) — до 1496, Харлем (?). Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом. Отсюда имя, под которым он вошел в историю искусств (в переводе — Маленький Герард от св. Иоанна ).

За свою короткую творческую жизнь Гертген проявил себя чрезвычайно своеобразным художником, претворившим традиции живописи XV в. на свой лад. Он работал в маленьком городке северной части страны, и, возможно, отсюда яркие черты жанрового демократизма в его произведениях. Многие его образы пленяют чистосердечием, поэзией искренних чувств; некоторая наивность трактовки отдельных персонажей придает сценам фольклорный оттенок, приближает их к зрителю, верящему простодушной правде благочестивых эмоций. Пестроватый колорит напоминает порой народные картинки; таков ранний образ Родня Христова в церкви (ок. 1480, Амстердам, Рейксмузеум); обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность. В Поклонении волхвов (1490—1495, Прага, Нац. галерея) художника интересуют не только фигуры первого плана — Мария и волхвы, каждый из которых весьма индивидуален; ему важно также детально показать растянувшуюся по улицам городка кавалькаду их свиты; дополнительные подробности усиливают трогательно-умиленное настроение сцены.

Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве. Так, на одной из сторон единственно сохранившейся двухсторонней створки большого алтаря (где изображено сожжение останков Иоанна Крестителя; 1484, Вена, Музей истории искусства) дан групповой портрет заказчиков — монахов ордена иоаннитов; тем самым заложены основы жанра корпоративного портрета, получившего большое распространение в XVI—XVII вв.; здесь же сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла: благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами.

По-новому трактована Гертгеном и тема Рождества (1480— 1490 гг., Лондон, Нац. галерея) — один из первых ноктюрнов , ночных сцен, в изобразительном искусстве. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Девы Марии и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья. Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина Иоанн Креститель в пустыне (1485— 1490, Берлин, Гос. музеи). Меланхолии пригорюнившегося святого словно вторит тихий лирический пейзаж с золотящимися от закатного света деревьями, извивающейся речкой и порхающими птицами. В нескладной фигуре с некрасивым, но обаятельным лицом художник словно провидит рембрандтовский идеал будущего, подразумевающий первенство нравственного величия перед физической красотой. Вероятно, под воздействием предреформационных идей возник полный острого драматизма образ Христа Страждущего (Утрехт, музей архиепископа); натурализм израненного тела Спасителя причудливо и противоречиво сочетается тут с традиционно-средневековым золотым фоном.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Эва Гонсалес

News image

Ева Гонсалес (19 апреля 1849 г. - 5 мая 1883 г.), французская художница, родилась в Париже. Гонсалес выросла в среде ценителей искусства

Владимир Лукич Боровиковский

News image

С идеями сентиментализма крепче всего связано творчество Владимира Лукича Боровиковского (1757—1825) — третьего великого портретиста XVIII века. Хот...

Оноре Викторьен Домье

News image

Оноре Викторьен Домье (Daumier) (26.2.1808, Марсель, - 11.2

Александр Франсуа Депорт

News image

Как известно, Депорт был талантливым французским художником-анималистом. Франсуа Депорт принадлежит к числу французских художников, чье творчество с...

Художники Италии:

News image

Венето Бартоломео (1470-1531)

Итальянский живописец, представитель венецианской школы. Ученик венецианского мастера Джованни Беллини, влияние которого можно заметить в некоторых из его ранних ра...

News image

Франческо Альботто (1721-1757)

Итальянский живописец. До недавнего времени было очень мало известно о жизни этого Венецианского живописца 18 столетия, который прожил только 37 ле...

News image

Джованни Антонио Пеллегрини (1675-1741)

Итальянский живописец, рисовальщик венецианской школы. Последователь С. Риччи. А...

Русская школа

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация