Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Гертген тот Синт-Янс


Гертген тот Синт-Янс
Школы - Голландские художники

гертген тот синт-янс

Между 1460—1465, Лейден (?) — до 1496, Харлем (?). Нидерландский живописец. Учился у А. Оуватера в Харлеме. Работал в Брюгге и Харлеме, где был связан с монастырем Св. Иоанна, не будучи, однако, его монахом. Отсюда имя, под которым он вошел в историю искусств (в переводе — Маленький Герард от св. Иоанна ).

За свою короткую творческую жизнь Гертген проявил себя чрезвычайно своеобразным художником, претворившим традиции живописи XV в. на свой лад. Он работал в маленьком городке северной части страны, и, возможно, отсюда яркие черты жанрового демократизма в его произведениях. Многие его образы пленяют чистосердечием, поэзией искренних чувств; некоторая наивность трактовки отдельных персонажей придает сценам фольклорный оттенок, приближает их к зрителю, верящему простодушной правде благочестивых эмоций. Пестроватый колорит напоминает порой народные картинки; таков ранний образ Родня Христова в церкви (ок. 1480, Амстердам, Рейксмузеум); обилие бытовых деталей не перегружает композицию, а, напротив, вносит в нее особую задушевность. В Поклонении волхвов (1490—1495, Прага, Нац. галерея) художника интересуют не только фигуры первого плана — Мария и волхвы, каждый из которых весьма индивидуален; ему важно также детально показать растянувшуюся по улицам городка кавалькаду их свиты; дополнительные подробности усиливают трогательно-умиленное настроение сцены.

Художник оказывается предтечей важных новаций в нидерландском искусстве. Так, на одной из сторон единственно сохранившейся двухсторонней створки большого алтаря (где изображено сожжение останков Иоанна Крестителя; 1484, Вена, Музей истории искусства) дан групповой портрет заказчиков — монахов ордена иоаннитов; тем самым заложены основы жанра корпоративного портрета, получившего большое распространение в XVI—XVII вв.; здесь же сделана чрезвычайно экспрессивная попытка разграничить земных носителей добра и зла: благородному облику иоаннитов противостоят уродливые, суетливые палачи со зверскими лицами.

По-новому трактована Гертгеном и тема Рождества (1480— 1490 гг., Лондон, Нац. галерея) — один из первых ноктюрнов , ночных сцен, в изобразительном искусстве. Мрак ночи озаряется тут светом, исходящим от божественного младенца, Девы Марии и маленьких ангелочков, собравшихся у его изголовья. Поэтическим слиянием человека с природой подкупает картина Иоанн Креститель в пустыне (1485— 1490, Берлин, Гос. музеи). Меланхолии пригорюнившегося святого словно вторит тихий лирический пейзаж с золотящимися от закатного света деревьями, извивающейся речкой и порхающими птицами. В нескладной фигуре с некрасивым, но обаятельным лицом художник словно провидит рембрандтовский идеал будущего, подразумевающий первенство нравственного величия перед физической красотой. Вероятно, под воздействием предреформационных идей возник полный острого драматизма образ Христа Страждущего (Утрехт, музей архиепископа); натурализм израненного тела Спасителя причудливо и противоречиво сочетается тут с традиционно-средневековым золотым фоном.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Портрет в первой половине XIX века

News image

Богатство чувств у романтика Кипренского, нравственная чистота у Венецианова, мягкая сердечность у Тропинина определили высокое этическое значение п...

Луи-Леопольд Буальи

News image

БУАЛЬИ, Луи Леопольд (Boilly Louis Leopold, 1761 г., Ла-Бассе — 1845 г., Париж) - художник, автор жанровых сцен и портретов.

Луи Мишель Ванлоо

News image

Дени Дидро, первый представитель когорты художественных критиков, взлелеянной XIX и XX вв., находился в расцвете творческих сил, когда его портрет к...

Эжен Делакруа

News image

Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (фр. Ferdinand Victor Eugène Delacroix; 26 апреля 1798 года — 13 августа 1863 года) — французский живописец и график....

Художники Италии:

News image

Содома (Джованни Антонио Бацци) (1477-1549)

Содома (итал. Sodoma, собственное имя Giovanni Antonio Bazzi, 1477, Верчелли, Савойя — 15 февраля 1549, Сиена) — итальянский художник сиенской школы жи...

News image

Аннибале Карраччи (1560-1609)

Ученик своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних пр...

News image

Tициан Вечеллио (1488-1576)

О долгой жизни великого Tициана известно практически все — его поразительная карьера, привязанности, приглашения к самым видным дворам Европы, его ревнивое отношение к собственному положению и благосостоянию и многое др...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Авторизация