Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Лейстер, Юдит
Школы - Голландские художники

лейстер, юдит

Юдит Лейстер (1609-1660 гг.). Франс Хальс был крупнейшим реформатором портретного искусства в Голландии. Он не только развил и довел до совершенства жанр группового портрета, но и расширил, обогатил образную и сюжетную структуру портрета вообще. Его модели, представляющие собой разные слои голландского общества, естественны и свободны. Они необыкновенно жизненны, и в то же время в них много обобщенности, типичности. Может быть, поэтому Хальсу более всего удается особый вид портрета-жанра, в котором художник как бы дает типологический срез общества. Достаточно вспомнить наиболее известные произведения художника ('Мулат', 'Цыганка', 'Малле Баббе'), чтобы понять, с каким мастерством Хальс выявляет в облике или характере конкретного человека специфические черты целого социального слоя. И если впоследствии мировоззрение художника изменилось и он стал решать иные художественные задачи, то рожденный им портрет-жанр нашел в голландском искусстве много последователей. В основном это были те, кто группировался вокруг Хальса, его ученики или подражатели. Именно они заложили основы бытового жанра в Голландии, творчески развив те проблемы, над которыми работал молодой Хальс. Они воплотили в реальность народно-демократические тенденции его раннего творчества. Среди большой плеяды этих живописцев была и Юдит Лейстер, одна из немногих женщин-художниц в Голландии XVII столетия. С 1629 года Лейстер стала посещать мастерскую Хальса в Харлеме, а в 1633 году художница выходит замуж за Я. М. Моленара, жанрового живописца, тоже ученика Хальса. Все это способствовало тому, что Юдит Лейстер стала ярой последовательницей Хальса. Однако в ее творческой биографии есть факты, которые наложили определенный отпечаток на формирование ее вкусов. Еще до того как попасть в мастерскую Хальса, Лейстер прошла первое профессиональное обучение в мастерской утрехтского караваджиста (его имя неизвестно, но, вероятнее всего, это был Хенрик Тербрюгген). Собственно, утрехтские караваджисты представляли собой целую группу живописцев, которые, изучив в Италии классическое искусство, стали приверженцами итальянского караваджизма. Они выступали против возвышенных и далеких от жизни принципов академизма и ратовали за обращение к обыденной действительности, к прозаическому быту простых людей. Одной из характерных черт утрехтского караваджизма, да и караваджизма вообще, был пристальный интерес к проблеме света и его передачи в картине. Любовь к светотеневым эффектам придавала полотнам караваджистов особую жизненность, полную трепетности атмосферу реального окружения. Караваджисты сознательно нарушали созданную академизмом границу между зрителем и искусством. Очень часто их модели обращаются непосредственно к тому, кто созерцает картину, улыбаются ему, жестикулируют. Образуется непосредственный контакт со зрителем. Всему этому Юдит Лейстер научилась у караваджистов. Особенно характерной для ее художнического темперамента оказалась любовь к эффектам света и тени. Но сюжеты караваджистов, порой грубые и фривольные, в ее творчестве приобрели особую женственность и мягкость, а контрасты света и тени - сглаженность и утонченность. Ранние работы Лейстер, выполненные в Утрехте, полностью отвечают живописным принципам караваджистов. Известны ее полуфигурные изображения Гераклита и Демокрита (собрание Дюгтерен в Арнеме), написанные совершенно в духе X. Тербрюггена. Но на этом, собственно, увлечение караваджизмом заканчивается, хотя в этой или иной форме художница всю жизнь отдавала ему дань. С переездом в Харлем меняется не только живописная манера Лейстер, но и вся ее судьба как художника. На рубеже 20-х - 30-х годов она пишет несколько произведений, которые свидетельствуют о глубоком проникновении в живописную манеру Франса Хальса, об увлечении ею. Лейстер создает те же портреты-жанры, что и ее великий учитель. Таковы, например, ее 'Веселые пьяницы' из коллекций берлинской картинной галереи, где изображены типичные среднего класса харлемские буржуа в момент веселого времяпрепровождения. Картины эти, в которых нет ни малейшего элемента дидактики, а лишь искренняя констатация факта, призваны были висеть, конечно, в зале для гостей или столовой, как бы приглашая зрителей последовать примеру их героев. Юдит Лейстер настолько замечательно усвоила живописные особенности хальсовского письма с его широким смелым мазком, что и по сей день некоторые произведения художницы считаются принадлежащими кисти великого мастера. И все же в целом Лейстер - явление совершенно иного масштаба, чем Хальс. Она - лишь талантливый подражатель, умело развивающий чужие идеи. Голландское искусство того времени было богато такими мастерами. Именно их называли 'малыми голландцами'.

В некоторых своих произведениях Лейстер демонстрирует известную независимость от хальсовского влияния. Ее 'Лютнистка' - пример того, как художница создает свой собственный образ. И лишь резкая светотеневая моделировка свидетельствует о караваджистских тенденциях в ее творчестве. Вскоре после замужества Лейстер переселяется в Амстердам. Здесь наступает еще один перелом в ее творчестве. Художница оставляет хальсовскую манеру. Немногочисленные произведения этого времени говорят о влиянии Вермеера, хотя она по-прежнему обращается к типу портрета-жанра. Светотеневые эффекты в ее живописной палитре сглаживаются, постепенно исчезают, превращаясь в утонченную игру различных световых и цветовых оттенков. Однако период увлечения вермееровской световой стихией непродолжителен. Мы почти не знаем поздних произведений Юдит Лейстер. Возможно, что в последние годы жизни она вообще оставила по тем или иным причинам живопись. Поэтому для истории искусства она осталась прежде всего верным последователем Франса Хальса.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Абрахам Босс

News image

Абрахам Босс (фр. Abraham Bosse; 1604, Тур, 1 февраля (или 14 февраля) 1676, Париж) — французский гравёр, мастер офорта.

1730—1740 годы

News image

Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р...

Андре Дерен

News image

Андре Дерен (Andre Derain, 10.06.1880 г., Шату-сюр-Сен близ Версаля – 10

Шарль-Теофил Ангран (1854-1926)

News image

Французский художник, представитель неоимпрессионизма.

Художники Италии:

News image

Маттео ди Джованни (1430-1495)

Маттео ди Джованни принадлежит к художникам широко известным, и имевшим успех при жизни, но затем надолго за...

News image

Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778)

ПИРАНЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Piranesi, Giovanni Battista) (1720–1778), итальянский гравер и ар...

News image

Франческо ди Стефано Пезеллино (1422-1457)

Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино (другое прозвище — Питторе), (ок. 1422—1457), — флорентинский жи...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Авторизация