Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Перуджино Пьетро ди Христофоро Вануччи(ок. 1446–1523)


Перуджино Пьетро ди Христофоро Вануччи(ок. 1446–1523)
Школы - Итальянские художники

перуджино пьетро ди христофоро вануччи(ок. 1446–1523)

Знаменитый итальянский живописец эпохи позднего кватроченто, учитель Рафаэля. Пьетро Вануччи родился ок. 1450 в небольшом городке Чита делла Пьеве в Умбрии, впоследствии стал гражданином Перуджи – столицы Умбрии. Отсюда произошло и прозвище художника – Перуджино. Первым его учителем был Фиоренцо ди Лоренцо (1445–1522), с 1470 учится во Флоренции в мастерской Андреа Верроккьо (1435/36–1488).

Умбрийская школа живописи отличалась декоративностью, изысканным изяществом формы. Под влиянием Флоренции умбрийские мастера большое внимание уделяли изображению человеческого тела и передаче глубины пространства и изображения пейзажа. Перуджино также прекрасно владел искусством монументальной живописи, был мастером четкой, гармоничной в своей ритмике композиции.

Известность Перуджино прежде всего принесла его монументальная живопись. Самое раннее его произведение, дошедшее до нашего времени, фреска Святой Себастьян (1478), написанная для церкви Санта Мария Маддалена в Черквето (близ Перуджи). Из всей большой фрески до наших дней сохранилась только фигура святого.

В 1481–1482 папа Сикст IV (1471–1484) пригласил в Ватикан С.Боттичелли (1445–1510), Д.Гирландайо (1449–1494), П.Перуджино, Б.Пентуриккио (1454–1513), К.Россели (1439–1507) и др. художников для росписей Сикстинской капеллы. Они должны были написать по шесть фресок на темы Ветхого и Нового Завета. В Сикстинской капелле Перуджино на алтарной стене написал Вознесение богоматери в центре, Рождество и Нахождение Моисея по бокам. В 1530-е фрески Перуджино на алтарной стене были уничтожены по приказу папы Павла III (1534–1549). На их месте сейчас находится фреска Микеланджело Буонарроти (1475–1564) Страшный суд (1535–1541). На боковой стене капеллы Перуджино была написана фреска Передача ключей (1481–1482), в которой утверждается владычество католической церкви. В центре выделяется Христос и коленопреклоненная фигура Петра, который принимает из его рук символический ключ. Атмосфера наполнена спокойствием и величием. Художник вводит в композицию портреты современников и даже собственный портрет.

Перуджино писал многих своих современников. Известны Портрет Алессандро Брачези (ок. 1494, Флоренция, Уффици), знаменитый Портрет Франческо дель Опере (1494, Флоренция, Уффици).

В 1491 он принял участие в жюри конкурсной комиссии по рассмотрению проектов украшения фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, в 1504 входил в комиссию художников, которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид.

В 1490-е у Перуджино множество заказов, есть ученики, две мастерские – в Перудже и во Флоренции. Самые значительные свои произведения он создал в эти годы. Наиболее известным триптихом был Мадонна со святыми (1499, Лондон, Национальная галерея), в центральной части которого изображена мадонна с младенцем, на левой створке – архангел Михаил, на правой – Товий и ангел. Фоном центральной створки служит изящный пейзаж, выполненный в стиле умбрийских мастеров.

Строгостью композиционного построения отличается известная Мадонна со святыми (1493, Флоренция, Уффици): в центре мадонна с младенцем, справа – св. Себастьян, слева – Иоанн Креститель.

В 90-е были написаны две картины Святой Себастьян, на одной художник дает погрудное изображение святого (ок. 1495, С.-Петербург, Эрмитаж), на другой – в полный рост (ок. 1494, Париж, Лувр). Также в двух вариантах было написано Оплакивание (ок. 1493, Париж, Лувр; другая: 1495, Флоренция, галерея Питти).

Одно из лучших станковых произведений Перуджино, Мадонна с четырьмя святыми (ок. 1498, Рим, Ватикан), дает замечательный пример строгой и торжественной трактовки образа мадонны. Фреска Распятие (1496, Флоренция, церковь Санта Мария Маддалена деи Пацци) композиционно разделена на три части, написанные художником архитектурными деталями, которые и организуют композицию. Монументальность и торжественность придают фреске арки, стоящие на столбах с полуколоннами, за которыми виден прекрасный, типично умбрийский пейзаж. В центре помещен крест с распятой фигурой Христа, рядом с которым коленопреклоненная Мария Магдалина. В правой части триптиха – святые Иоанн и Бенедикт, в левой – богоматерь и св. Бернард.

В 1496 совет Камбио (биржи) в Перудже решил расписать плафон и стены зала приемов и пригласил для этого Перуджино. Художник украсил плафон аллегорическими фигурами, символами планет, знаками зодиака. На стене против входа он написал две фрески Преображение и Рождество. Главными являются три фрески, на которых изображены герои античности, аллегорические фигуры, пророки, сивиллы. Работа продолжалась с 1496 по 1500.

После 1500 его талант стал постепенно угасать, он начал повторяться в своих картинах. Перуджино умер в марте 1523 года от чумы, расписывая фрески церкви в Перудже; эта работа была завершена его учеником Рафаэлем.

Перуджино – художник, который, работая в эпоху высокого Возрождения, оставался на позициях кватроченто. В его творчестве отражено стремление к красоте и гармонии, поэтому в его произведениях видно стремление возвысить человека над повседневностью путем поэтизации изображаемых героев и сочетания лиричного пейзажа с архитектурными мотивами.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Вклад иностранных портретистов

News image

Обращение к западной культуре, науке, военному делу, кораблестроению при Петре стало государственной политикой, в результате которой „европейское пр...

Портреты второй половины XVII века

News image

Во второй половине столетия изменения во всей духовной атмосфере Руси нарастают. Расшатываются казавшиеся незыблемыми устои представлений о месте че...

Степан Семенович Щукин

News image

Генеральная линия развития „официального портрета большого стиля достойно была представлена в конце столетия произведениями Степана Семеновича Щуки...

Шарль Жак

News image

Шарль Эмиль Жак (фр. Charles-Emile Jacque; 23 мая 1813, Париж — 7 мая 1894, Анвер) — французский живописец животных, пейзажист и гравёр; вначале учи...

Художники Италии:

News image

Антонио Темпеста (1555-1630)

Антонио Темпеста (итал. Antonio Tempesta, 1555—1630) — итальянский живописец и гравёр, ученик сперва Санти-ди-Тити, а потом И. Страдануса, вскоре превзошёл этого последнего лёгкостью исполнения и выказал большую, чем он, изобретательность в ...

News image

Джованни Антонио Каналетто (1697–1768)

В XVIII веке Венеция переживала упадок. Венецианская республика окончательно потеряла свое влияние, во многом определявшееся ранее активной посреднической торговлей. Впрочем, внешних примет упадка почти не на...

News image

Пьетро Лоренцетти (1290-1348)

Первое документальное упоминание о Пьетро Лоренцетти датируется 1306 годом, и если в нем речь идет именно об этом Пьетро, то он должен был быть на десять лет старше своего брата, ху...

Русская школа

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация