Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Итальянские художники - Коррадо Джакуинто (1703-1765)


Коррадо Джакуинто (1703-1765)
Школы - Итальянские художники

коррадо джакуинто (1703-1765)

Итальянский живописец неаполитанской школы. Биограф художника К. де Доменичи сообщает, что он обучался в мастерской Н. М. Росси, но значительное влияние на него оказал Ф. Солимена.

Период 1723—1724 провел в Молфетте, до 1727 работал в Неаполе; 1733—1735 — в Турине; с 1740—1753 — в Риме, где стал крупным декоратором, исполнявшим заказы папы Бенедикта XIV, не зависел от туристов Вечного города в отличие от С. Конка, Ф. Тревизани, поэтому его произведения сосредоточены не в английских собраниях, а в итальянских церквах, испанских дворцах, королевских коллекциях.

С 1753 по 1762 жил в Испании, работал при дворе Фердинанда IV, был первым живописцем при дворе Бурбонов после отъезда Дж. Б. Тьеполо и до прибытия в 1762 А. Р. Менгса, исполнял декоративные работы в новом Королевском дворце в Мадриде, Эскориале, Аранхуэсе, возглавлял Академию художеств Сан Фернандо в Мадриде.

С 1740 член римской Академии Св. Луки, в Риме создал мастерскую для испанских живописцев, где обучались А. Г. Веласкес, П. де Ла Вега, Х. дель Кастилло и др.

Последние годы жизни провел в Неаполе (1763—1765), работая при дворе Карлоса III, украсив Королевский дворец в Казерте.

В полотне раннего неаполитанского периода Благовещение (Неаполь, собрание Пуччи) сказалось влияние Ф. Солимены (его алтарного образа в церкви Санта Мария Доннальбина) и Луки Джордано (его работ в Чертоза ди Сан Мартино 1704). В произведениях туринского периода для виллы дель Реджина (ок. 1733) и церкви Св. Терезы (ок. 1735) палитра художника становится более светлой, в ней доминируют пастельные тона, переходы света и тени более плавные, но еще преобладает барочная экспрессия в стиле мастеров неаполитанской школы.

В Риме формируется индивидуальный стиль Джакуинто как крупного мастера римского рококо в отличие от К. Маратти, эволюционировавшего к неоклассицизму. Одна из первых работ Джакуинто в Риме — алтарная композиция Св. Николай Барийский, излечивающий солдат (1746, Штутгарт, Гос. художественная галерея), исполненная для Сан Никола деи Лоринези, самой известной францисканской церкви XVII в. в Риме. Образ Николая Барийского, епископа Мирры, считавшегося покровителем его родного города Молфетта, был близок Джакуинто. Известно еще полотно из жизни св. Николая Барийского (Стокгольм, Нац. галерея), исполненное художником.

В 1739 покровитель Джакуинто кардинал П. Оттобони заказал ему алтарный образ Вознесение Девы Марии (1739, эскиз — США, частное собрание) для церкви Санта Мария Ассунта в Рокка ди Папа во Фраскати. Плавный деликатный мазок, пастельные тона, грация фигур апостолов и самой Марии, вознесенной на небо, отличают манеру Джакуинто. Наибольшую известность художник снискал после исполнения фрески в римской церкви Санта Кроче ин Иерусалиме (ок. 1744) по заказу папы Бенедикта XIV Св. Елена и император Константин, представляемые Мадонной Св. Троице. Подобно Солимене, Джакуинто изображает много фигур: императора и его мать, св. Михаила, св. Петра, Иоанна Евангелиста, Люцифера, ангелов, поддерживающих крест — главную реликвию Страстей Христа, привезенную Еленой из Святой земли. Однако в многофигурной сцене нет барочной патетики, она полна плавного движения фигур в светло-голубом небесном пространстве.

Еще в более светлых серо-голубых тонах исполняется роспись трансепта церкви Поклонение Медному змию. Розовые, желтые, синие цвета одежд святых в обеих росписях мягко сплавлены с холодным фоном. Прекрасную гармонию колорита Джакуинто отмечали многие современники, в том числе и Дж. П. Беллори. Декорация интерьера церкви не была завершена, так как у папской курии не нашлось достаточных денежных средств.

В одной из поздних работ римского периода — алтарном образе Крещение Христа (ок. 1750, церковь Санта Мария дель Орто, капелла Иоанна Крестителя) в фигурах святых и двух ангелов — появилась некоторая слащавость, напоминающая образы болонца Ф. Альбани, палитра Джакуинто более монотонна по цвету. Ансамбль церкви создавался к священному 1750, ее реставрировал архитектор Г. Вальвассори, так как она была превращена в госпиталь.

Период 1753—1762 Джакуинто провел в Испании. Для нового Королевского дворца в Мадриде, резиденции Бурбонов, К. Джакуинто исполнил фрески на аллегорические сюжеты, прославляющие их правление, принесшее мир и справедливость Испании (Испания отдает дань Религии и Церкви, Рождение Солнца, Триумф Вакха). В композиции Испания отдает дань Религии и Церкви Филипп V и его сын Фердинанд IV изображены как герои Священного Писания — царь Давид и царь Соломон, на фоне их дворца, уподобленного храму Соломона. Программа росписи была составлена известным эрудитом Мартином Сармиенто. Во фреске Справедливость и Мир (эскиз — Индианаполис, Музей Академии Сан Фернандо) аллегорически прославлялась роль Фердинанда VI в заключении мира в Утрехте в 1713, даровавшего мир его народу. Для Королевской капеллы во дворце Джакуинто исполнил восемь фресок, в одной из которых Св. Яков, явившийся в битве с маврами при Эль Клавио (1754—1759) воспроизведен эпизод из Реконкисты, когда, согласно легенде, воинам явился св. Яков. Он изображен в светлом одеянии на белом коне в сопровождении ангела. В Мадриде Джакуинто создал официальный стиль королевства Бурбонов, который сохранялся на протяжении XIX столетия.

С 1762 художник работал в Неаполе при дворе монарха Королевства обеих Сицилий Карлоса III Бурбона, став его придворным живописцем. Вместе с архитектором Л. Ванвителли он руководил украшением Королевского дворца в Казерте, исполнив фреску Аллегория Силы и Бдительности (1763) и цикл из шести полотен на сюжеты из истории Девы Марии для дворцовой церкви Сан Луиджи.

Коррадо Джакуинто был одним из ярких мастеров первой половины XVIII столетия; в его творчестве проявились характерный для живописи этого времени постепенный отход от принципов барокко, освоение приемов рококо, которые он пытался сочетать с традициями римской школы, где все еще доминировали приемы болонцев.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Алексей Петрович Антропов

News image

Алексей Петрович Антропов (1716 —1795), начинавший учиться еще у Матвеева, около двадцати лет проработал в живописной команде под руководством Вишня...

Поль (Ипполит) Деларош

News image

Поль Деларош (Delaroche) (1797-1856) - знаменитый французский исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем Поль его звали в семейс...

Анри Бельшоз

News image

Анри Бельшоз, также как и Мельхиор Брудерлам, в алтарных картинах стремился к жизненности фигур, правильному построению пространства, реалистической...

1730—1740 годы

News image

Следующий период — 1730—1740-е годы, — несмотря на династическую чехарду в правительстве, засилье иностранцев при Анне Иоанновне, усевшихся „около р...

Художники Италии:

News image

Карло Кривелли (1430-1500)

Карло Кривелли — итальянский художник. Родился в Венеции в 1430, или 1435 году. Умер в 1495 в Ка...

News image

Пьетро Берреттини (Пьетро да Кортона) (1596-1669)

Пьетро Берреттини (1596-1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи ба...

News image

Аретино Спинелло (1345-1410)

Когда однажды, и не в первый раз, были изгнаны из Флоренции гибеллины, переселился в Ареццо и Лука Спинелли, и в этом городе родился у него сын, которому было дано имя Сп...

Русская школа

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Советский плакат

News image

Советский плакат появился еще в начале прошлого века. Своим созданием он обязан Гражданской войне, ведь именно в то время он и для всех стал ярчайши...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация