Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Сегерс, Геркулес


Сегерс, Геркулес
Школы - Голландские художники

сегерс, геркулес

Геркулес Сегерс (нидерл. Hercules Pieterszoon Seghers или нидерл. Segers, ок.1589, Харлем — ок.1638, Гаага) — нидерландский живописец и гравёр фламандского происхождения. Учился в Амстердаме у Г. ван Конинкслоо. С 1612 по 1629 г. жил в Амстердаме, где был принят в гильдию художников. Посетил Фландрию (ок. 1629-1630). С 1631 г. жил и работал в Утрехте, а с 1633 г. — в Гааге. Творчество Сегерса многогранно: он исполнял марины, лесные, горные и равнинные пейзажи, городские и сельские виды. Многообразием отличается и художественная манера Сегерса: он писал штрихами, длинными или короткими линиями, точками, его палитра могла быть прозрачной и светлой или густой и яркой. В то время как современники Сегерса писали интимные пейзажи, изображая непритязательные голландские ландшафты, художник увлекался большими панорамами, представляющими природу во всех ее сложных проявлениях. Сегерса притягивали бескрайние просторы и далекие горизонты, стихийная мощь и движение. Его пейзажи драматичны, проникнуты героическим пафосом и одновременно взволнованны и тревожны. Полное отсутствие датировок произведений Сегерса затрудняет распределение его работ по этапам творческого пути. Все его живописные работы представляют уже зрелого мастера, поэтому неизвестно, писал ли художник в молодые годы или же занимался только графикой. Ранние офорты Сегерса посвящены лесной тематике («Лесная ферма», «Лесная дорога»). Лес в этих работах предстает удивительно живым и реальным; офорты отмечены глубоким эмоциональным переживанием, в них выразилось умение художника не только добиться внешнего сходства, но и уловить внутреннее, глубинное содержание жизни природы. С помощью графических средств, среди которых главное место занимает тончайшая пунктирная линия, художник виртуозно передает различные оттенки листьев на деревьях и влажную воздушную среду леса (офорт «Пейзаж с двумя колокольнями»). Художника не удовлетворяют обычные приемы техники офорта, и он ищет новые средства для воплощения своих творческих замыслов. Сегерс использует цветную печать, разноцветную бумагу или по-разному окрашенные листы, печатает на холсте, применяет мягкий грунт и совершенно новую технику обработки доски. Занимает Сегерса и проблема освещения. Эффект ночного освещения создается с помощью оригинальной техники (офорты «Пейзаж с большим деревом», «Руина с кустами»). Эту же задачу ночного света художник решает и в офорте «Морская буря». Выразительность в изображении беспокойной стихии разбушевавшегося моря, с которым героически сражается человек, достигается с помощью таких средств, как зеленая печать на бумаге зеленого цвета, подкраска черным цветом ночного неба и покрытие отпечатанной поверхности лаком. В офортах с видами моря отразился интерес художника к передаче воздушной среды. Широкие просторы моря появляются в пейзаже «Большие корабли». Четкий ритм создают парусные суда, снасти которых переплетаются в сложный орнамент. Это произведение, выполненное в Харлеме, напоминает парадные марины Вирингена и Вроома. Близка морским пейзажам Порселлиса другая, более поздняя работа Сегерса — офорт «Малые корабли». В то же время в этой марине выразился неповторимый индивидуальный стиль художника. Море в ней предстает как огромное пространство, не имеющее границ. Так же безгранично и небо, сливающееся с морской поверхностью. Непрерывно движется перед взором зрителя флотилия кораблей, кажется что у нее тоже нет ни начала, ни конца. Впечатление простора усиливается голубовато-желтым цветом бумаги, на которой напечатан офорт. Легкий и влажный, почти прозрачный туман окутывает слегка подкрашенные кистью паруса судов, отражающихся в гладкой поверхности воды.

Проблемы передачи воздушной среды и изображения широких просторов и далей художник переносит из офорта в живопись («Пейзаж с руинами», собрание Джонсон, Филадельфия; «Речной пейзаж с мельницей», замок Гердринген, Вестфа-лия; «Романтический пейзаж», собрание Тен-Кате, Альмело; «Речная равнина», частное собрание, Брюссель; «Пейзаж близ Лааг Эльтен», собрание Клиффорд Дайте, Лондон). Пейзажам свойственна композиционная простота, в то же время в них ощущаются торжественность и эпическое величие, которые подчеркиваются отсутствием в этих произведениях человеческих фигур. А если фигуры людей появляются в картинах, то они настолько малы, что природа, окружающая их, кажется безграничной и грандиозной. С помощью легких, полупрозрачных оттенков колорита, подчиненного единой тональности, тончайших цветовых переходов художник достигает в своих пейзажах необыкновенной выразительности. В конце 1620 — начале 1630-х гг. в творчестве Сегерса наступает перелом, связанный со смертью первой жены и материальными трудностями. Разочарованный художник совершает путешествие во Фландрию. Впечатления от поездки отразились Б его полотнах «Вид Брюсселя» (собрание Р. Кюльмана, Берлин), «Пейзаж в долине реки Маас» (собрание ван Бейнинген, Вирхоутен). В этих композициях, как и в одной из самых лучших его работ — картине «Горный пейзаж» (Галерея Уффици, Флоренция), жизнь величественной и грандиозной природы противопоставлена обыденной и простой жизни человека. Глубоким трагизмом, печалью и одиночеством веет от последних работ Сегерса («Скалистый пейзаж», Национальная галерея, Лондон; «Пейзаж с водопадом», собрание А. Бредиуса, Гаага). Художник создает в этих картинах обобщенный образ природы, главное для него — не узнаваемость пейзажа, а его внутренняя эмоциональность. Своеобразные живописные и графические работы Сегерса, такие непохожие на пейзажи других голландских мастеров, не имели успеха у современников. Лишь после смерти художника его искусство получило признание на родине. Известно, что в коллекции Рембрандта было восемь полотен Сегерса, а маринист Я. ван де Капелле являлся обладателем пяти его пейзажей. Живопись и графика Сегерса оказали значительное влияние на многих голландских художников второй половины XVII в., среди которых Рембрандт, Я. Рейсдал, Р. Рогман, Ф. Конинк, А. де Гельдер.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Жан Фредерик Базиль

News image

Жан Фредерик Базиль, более известный как Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille,1841—1870 гг.) — французский живописец, один из основателей итмп...

Жюль Бретон

News image

БРЕТОН, ЖЮЛЬ АДОЛЬФ ЭМЭ ЛУИ (Breton, Jules Adolphe Aime Louis) (1827–1906), французский живописец, один из основоположников пленэрной живописи.

Пьер Боннар

News image

Пьер Боннар (фр. Pierre Bonnard, 3 октября 1867 г., Фонтене-о-Роз — 23 января 1947 г., Ле-Канне) — знаменитый французский живописец и график

Жан Арп

News image

Жан Арп (фр. Jean Arp, 16 сентября 1887г., Страсбург – 7 июня 1966 г., Базель), также Арп Ханс, французский художник и скульптор, один из основополо...

Художники Италии:

News image

Пьетро Берреттини (Пьетро да Кортона) (1596-1669)

Пьетро Берреттини (1596-1669), итальянский живописец, архитектор и декоратор эпохи ба...

News image

Орканья (Андреа ди Чоне)(1308-1368)

Итальянский живописец, скульптор и архитектор. Родился во Флоренции, в семье художника. Два его брата, Якопо и Леонардо (Нардо), были живописцами, а третий, Маттео, – скульптором. Андреа Орканья создал знаменитый табернакль, на...

News image

Джотто ди Бондоне (1266-1337)

Двадцать восемь картин ассизского цикла, посвященного жизни св. Франциска, - великолепный пример щедрого раскрытия творческих сил ху...

Русская школа

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Авторизация