Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image
Главная - Голландские художники - Сегерс, Геркулес


Сегерс, Геркулес
Школы - Голландские художники

сегерс, геркулес

Геркулес Сегерс (нидерл. Hercules Pieterszoon Seghers или нидерл. Segers, ок.1589, Харлем — ок.1638, Гаага) — нидерландский живописец и гравёр фламандского происхождения. Учился в Амстердаме у Г. ван Конинкслоо. С 1612 по 1629 г. жил в Амстердаме, где был принят в гильдию художников. Посетил Фландрию (ок. 1629-1630). С 1631 г. жил и работал в Утрехте, а с 1633 г. — в Гааге. Творчество Сегерса многогранно: он исполнял марины, лесные, горные и равнинные пейзажи, городские и сельские виды. Многообразием отличается и художественная манера Сегерса: он писал штрихами, длинными или короткими линиями, точками, его палитра могла быть прозрачной и светлой или густой и яркой. В то время как современники Сегерса писали интимные пейзажи, изображая непритязательные голландские ландшафты, художник увлекался большими панорамами, представляющими природу во всех ее сложных проявлениях. Сегерса притягивали бескрайние просторы и далекие горизонты, стихийная мощь и движение. Его пейзажи драматичны, проникнуты героическим пафосом и одновременно взволнованны и тревожны. Полное отсутствие датировок произведений Сегерса затрудняет распределение его работ по этапам творческого пути. Все его живописные работы представляют уже зрелого мастера, поэтому неизвестно, писал ли художник в молодые годы или же занимался только графикой. Ранние офорты Сегерса посвящены лесной тематике («Лесная ферма», «Лесная дорога»). Лес в этих работах предстает удивительно живым и реальным; офорты отмечены глубоким эмоциональным переживанием, в них выразилось умение художника не только добиться внешнего сходства, но и уловить внутреннее, глубинное содержание жизни природы. С помощью графических средств, среди которых главное место занимает тончайшая пунктирная линия, художник виртуозно передает различные оттенки листьев на деревьях и влажную воздушную среду леса (офорт «Пейзаж с двумя колокольнями»). Художника не удовлетворяют обычные приемы техники офорта, и он ищет новые средства для воплощения своих творческих замыслов. Сегерс использует цветную печать, разноцветную бумагу или по-разному окрашенные листы, печатает на холсте, применяет мягкий грунт и совершенно новую технику обработки доски. Занимает Сегерса и проблема освещения. Эффект ночного освещения создается с помощью оригинальной техники (офорты «Пейзаж с большим деревом», «Руина с кустами»). Эту же задачу ночного света художник решает и в офорте «Морская буря». Выразительность в изображении беспокойной стихии разбушевавшегося моря, с которым героически сражается человек, достигается с помощью таких средств, как зеленая печать на бумаге зеленого цвета, подкраска черным цветом ночного неба и покрытие отпечатанной поверхности лаком. В офортах с видами моря отразился интерес художника к передаче воздушной среды. Широкие просторы моря появляются в пейзаже «Большие корабли». Четкий ритм создают парусные суда, снасти которых переплетаются в сложный орнамент. Это произведение, выполненное в Харлеме, напоминает парадные марины Вирингена и Вроома. Близка морским пейзажам Порселлиса другая, более поздняя работа Сегерса — офорт «Малые корабли». В то же время в этой марине выразился неповторимый индивидуальный стиль художника. Море в ней предстает как огромное пространство, не имеющее границ. Так же безгранично и небо, сливающееся с морской поверхностью. Непрерывно движется перед взором зрителя флотилия кораблей, кажется что у нее тоже нет ни начала, ни конца. Впечатление простора усиливается голубовато-желтым цветом бумаги, на которой напечатан офорт. Легкий и влажный, почти прозрачный туман окутывает слегка подкрашенные кистью паруса судов, отражающихся в гладкой поверхности воды.

Проблемы передачи воздушной среды и изображения широких просторов и далей художник переносит из офорта в живопись («Пейзаж с руинами», собрание Джонсон, Филадельфия; «Речной пейзаж с мельницей», замок Гердринген, Вестфа-лия; «Романтический пейзаж», собрание Тен-Кате, Альмело; «Речная равнина», частное собрание, Брюссель; «Пейзаж близ Лааг Эльтен», собрание Клиффорд Дайте, Лондон). Пейзажам свойственна композиционная простота, в то же время в них ощущаются торжественность и эпическое величие, которые подчеркиваются отсутствием в этих произведениях человеческих фигур. А если фигуры людей появляются в картинах, то они настолько малы, что природа, окружающая их, кажется безграничной и грандиозной. С помощью легких, полупрозрачных оттенков колорита, подчиненного единой тональности, тончайших цветовых переходов художник достигает в своих пейзажах необыкновенной выразительности. В конце 1620 — начале 1630-х гг. в творчестве Сегерса наступает перелом, связанный со смертью первой жены и материальными трудностями. Разочарованный художник совершает путешествие во Фландрию. Впечатления от поездки отразились Б его полотнах «Вид Брюсселя» (собрание Р. Кюльмана, Берлин), «Пейзаж в долине реки Маас» (собрание ван Бейнинген, Вирхоутен). В этих композициях, как и в одной из самых лучших его работ — картине «Горный пейзаж» (Галерея Уффици, Флоренция), жизнь величественной и грандиозной природы противопоставлена обыденной и простой жизни человека. Глубоким трагизмом, печалью и одиночеством веет от последних работ Сегерса («Скалистый пейзаж», Национальная галерея, Лондон; «Пейзаж с водопадом», собрание А. Бредиуса, Гаага). Художник создает в этих картинах обобщенный образ природы, главное для него — не узнаваемость пейзажа, а его внутренняя эмоциональность. Своеобразные живописные и графические работы Сегерса, такие непохожие на пейзажи других голландских мастеров, не имели успеха у современников. Лишь после смерти художника его искусство получило признание на родине. Известно, что в коллекции Рембрандта было восемь полотен Сегерса, а маринист Я. ван де Капелле являлся обладателем пяти его пейзажей. Живопись и графика Сегерса оказали значительное влияние на многих голландских художников второй половины XVII в., среди которых Рембрандт, Я. Рейсдал, Р. Рогман, Ф. Конинк, А. де Гельдер.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Кес Ван Донген

News image

Донген Кес ван (1877–1968 гг.) — французский художник, представитель фовизма, мастер типажных женских образов и портретист.

Жапи Луи Эм

News image

Жапи, Луи Эм (1840 год, Берне – 1916 год, Париж) - французский художник.

Эжен Буден

News image

БУДЕН, Эжен (фр. Eugène Boudin; 12.07.1824 г

Антуан Ватто

News image

Антуан (Жан Антуан) Ватто (Watteau, крещен 10.10.1684 г., Валансьенн, французская Фландрия, - 18

Художники Италии:

News image

Балестра Антонио (1666-1740)

Итальянский живописец. Мастер веронской школы. Ученик А. Белуччи в Ве...

News image

Беноццо Гоццоли (1420-1497)

«Флорентийский художник эпохи Возрождения. Его настоящее имя Беноццо ди Лезе ди Сандро (Benozzo di Lese di Sandro). Фамилия Гоццоли впервые появилась во втором издании Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зо...

News image

Орланди Деодато (1284-1332)

Деодато Орланди как художник сформировался в Лукке, но много работал в Пизе. Общепризнанной считается точка зрения, что его обучение и формирование происходило в мастерской Берлингьери, которая очень активно работала в То...

Русская школа

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Русская гравюра в начале XX века

News image

В начале XX века возникли разнообразные техники и материалы. Продолжая традиции гравюры на дереве и на линолеуме, применяя кисть и перо, художники т...

Авторизация