Скорел, Ян ван |
Школы - Голландские художники |
Ян ван Скорел (также — ван Скорель) (нидерл. Jan van Scorel; 1 августа 1495 г., Схорл близ Алкмара — 6 декабря 1562 г., Утрехт) — нидерландский живописец, архитектор и гуманист эпохи Возрождения. Яркий представитель романизма. Ян ван Скорел родился в городке, называемом Схорл (Schoorl или Scorel), откуда и прозвище. Сначала готовился к карьере священнослужителя, благодаря чему получил обширное гуманистическое образование. Живописи Скорел учился в Утрехте у Яна Госсарта (с 1516). Перед этим, вероятно, обучался у Я.Корнелица (Jacob Cornelisz) в Амстердаме. С 1518 по 1524 художник путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии. Лично знал Дюрера, брал у него уроки. Совершил паломничество в Палестину. Вернувшись в 1521 г. в Рим, получил предложение от Адриана VI, также уроженца Утрехта, только что избранного папой римским, стать придворным художником Ватикана. «Мария Магдалина» — классический пример наконец случившегося симбиоза Северного Возрождения и итальянского Ренессанса В Риме Скорел занимал должность хранителя памятников Бельведера (1522—1524) — античной коллекции папы. (На этом посту ему предшествовал Рафаэль). Писал портрет папы (сохранившееся изображение этого понтифика приписывается именно Скорелу, правда, качество вызывает сомнения). Адриан VI занимал эту должность недолго — всего спустя два года, в 1524 г. он скончался. Видимо, в связи с этим Скорел покинул Италию. В 1524 г. он вернулся в Утрехт, где принял сан. Став католическим священником, Скорел, тем не менее, продолжал писать картины и держать художественную мастерскую, был успешным преподавателем. В 1550 г. ему доверили реставрацию «Гентского алтаря» братьев Эйков. Предположительно, брал с собой в Италию ученика — Антониса Мора, которому будет суждено стать известным портретистом. Другой его ученик — Мартин ван Хеемскерк (Maerten van Heemskerck). Кроме живописи, Скорел также писал стихи, был музыкантом и археологом-любителем, архитектором и инженером — всесторонне одаренным «человеком Эпохи Возрождения». Он освоил художественные принципы «дунайской» и венецианской школ, в Риме изучил произведения Микеланджело и Рафаэля, а также античное искусство. Во время его пребывания в Венеции большое влияние на Скорела оказал Джорджоне (особенно в пейзажах). Считается, что именно он был одним из первых представителей Северного Возрождения, кто привил нидерландской живописи достижения и находки итальянского чинквеченто. Портретная живопись Скорела отличается качеством, строгостью и реалистичностью, присущим национальной нидерландской школе, и находится в русле его великих предшественников (ван Эйк, проч.). К числу новшеств после посещения Италии относят большую свободу пейзажных фонов, античные архитектурные детали, большую театрализованность позирования моделей. «Групповой портрет членов харлемского Иерусалимского братства» Портреты: «Агата ван Схонсховен» (1529 г., галерея Дория-Памфили, Рим), групповой портрет членов харлемского Иерусалимского братства (около 1527—1529 гг., Центральный музей, Утрехт). Данное произведение считается одним из первых в чреде голландских групповых портретов, которые будет создавать и Рембрандт. В число произведений входят: «триптих со Святым семейством» (Sippenaltar) (1520 г., церковь Санкт-Мартин, Обервеллах в южной Австрии), триптих Локхорст с Входом в Иерусалим на центральной панели (около 1525—1527гг., Центральный музей, Утрехт), Принесение во храм (около 1528—1530 гг., Художественно-исторический музей, Вена). Очень многие из его алтарных произведений были уничтожены в ходе кальвинистического иконоборческого восстания в Нидерландах.
|
Читайте: |
---|
Кто мы:
Русские портретисты:
Пьер Боннар![]() Пьер Боннар (фр. Pierre Bonnard, 3 октября 1867 г., Фонтене-о-Роз — 23 января 1947 г., Ле-Канне) — знаменитый французский живописец и график |
Гис, Эрнест Адольф Иасент Константен![]() ГИС, ЭРНЕСТ АДОЛЬФ ИАСЕНТ КОНСТАНТЕН (Guys, Ernest Adolphe Hyacinthe Constantin) (1805–1892), французский художник, родился 3 декабря 1805 в местечк... |
”Рождение” русского портрета![]() С середины XVII по середину XVIII века портрет был достоянием в основном придворных кругов — будь то царская мемориальная „парсуна, парадный императ... |
Шарль Франсуа Добиньи![]() Добиньи, Шарль-Франсуа (Daubigny, Charles Fran?ois, 15.02.1817 г., Париж – 19 |
Художники Италии:
![]() Бонавентура Берлингьери (1218-1274)Бонавентура был, может быть, наиболее успешным из трех сыновей Берлингьеро ди Миланезе, продолжившим традицию его ма... |
![]() Либерале да Верона (1445-1528)Во главе второй группы веронских живописцев, которая соперничала со школой Мороне, стоял Либерале да Верона. По своему стилю он был миниатюристом, и, может быть, оттого что традиции дольше удерживаются в ис... |
![]() Франческо дель Косса (1436-1477)КОССА, ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ (Cossa, Francesco del) (1436–1478), итальянский живописец раннего Возрождения, представитель феррарской шк... |