Людвиг Льюисон:

Художник - единственное существо, для которого все вокруг - откровение.

Искусство рисунка

News image News image News image News image


Скорел, Ян ван
Школы - Голландские художники

скорел, ян ван

Ян ван Скорел (также — ван Скорель) (нидерл. Jan van Scorel; 1 августа 1495 г., Схорл близ Алкмара — 6 декабря 1562 г., Утрехт) — нидерландский живописец, архитектор и гуманист эпохи Возрождения. Яркий представитель романизма.

Ян ван Скорел родился в городке, называемом Схорл (Schoorl или Scorel), откуда и прозвище. Сначала готовился к карьере священнослужителя, благодаря чему получил обширное гуманистическое образование. Живописи Скорел учился в Утрехте у Яна Госсарта (с 1516). Перед этим, вероятно, обучался у Я.Корнелица (Jacob Cornelisz) в Амстердаме. С 1518 по 1524 художник путешествовал по Германии, Швейцарии, Италии. Лично знал Дюрера, брал у него уроки. Совершил паломничество в Палестину. Вернувшись в 1521 г. в Рим, получил предложение от Адриана VI, также уроженца Утрехта, только что избранного папой римским, стать придворным художником Ватикана. «Мария Магдалина» — классический пример наконец случившегося симбиоза Северного Возрождения и итальянского Ренессанса В Риме Скорел занимал должность хранителя памятников Бельведера (1522—1524) — античной коллекции папы. (На этом посту ему предшествовал Рафаэль). Писал портрет папы (сохранившееся изображение этого понтифика приписывается именно Скорелу, правда, качество вызывает сомнения). Адриан VI занимал эту должность недолго — всего спустя два года, в 1524 г. он скончался. Видимо, в связи с этим Скорел покинул Италию. В 1524 г. он вернулся в Утрехт, где принял сан. Став католическим священником, Скорел, тем не менее, продолжал писать картины и держать художественную мастерскую, был успешным преподавателем. В 1550 г. ему доверили реставрацию «Гентского алтаря» братьев Эйков. Предположительно, брал с собой в Италию ученика — Антониса Мора, которому будет суждено стать известным портретистом. Другой его ученик — Мартин ван Хеемскерк (Maerten van Heemskerck). Кроме живописи, Скорел также писал стихи, был музыкантом и археологом-любителем, архитектором и инженером — всесторонне одаренным «человеком Эпохи Возрождения».

Он освоил художественные принципы «дунайской» и венецианской школ, в Риме изучил произведения Микеланджело и Рафаэля, а также античное искусство. Во время его пребывания в Венеции большое влияние на Скорела оказал Джорджоне (особенно в пейзажах). Считается, что именно он был одним из первых представителей Северного Возрождения, кто привил нидерландской живописи достижения и находки итальянского чинквеченто. Портретная живопись Скорела отличается качеством, строгостью и реалистичностью, присущим национальной нидерландской школе, и находится в русле его великих предшественников (ван Эйк, проч.). К числу новшеств после посещения Италии относят большую свободу пейзажных фонов, античные архитектурные детали, большую театрализованность позирования моделей. «Групповой портрет членов харлемского Иерусалимского братства» Портреты: «Агата ван Схонсховен» (1529 г., галерея Дория-Памфили, Рим), групповой портрет членов харлемского Иерусалимского братства (около 1527—1529 гг., Центральный музей, Утрехт). Данное произведение считается одним из первых в чреде голландских групповых портретов, которые будет создавать и Рембрандт. В число произведений входят: «триптих со Святым семейством» (Sippenaltar) (1520 г., церковь Санкт-Мартин, Обервеллах в южной Австрии), триптих Локхорст с Входом в Иерусалим на центральной панели (около 1525—1527гг., Центральный музей, Утрехт), Принесение во храм (около 1528—1530 гг., Художественно-исторический музей, Вена). Очень многие из его алтарных произведений были уничтожены в ходе кальвинистического иконоборческого восстания в Нидерландах.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Русские портретисты:

Орест Адамович Кипренский

News image

Яркое и полное выражение русский романтический портрет получил в творчестве лучшего портретиста первой четверти XIX века Ореста Адамовича Кипренског...

Жапи Луи Эм

News image

Жапи, Луи Эм (1840 год, Берне – 1916 год, Париж) - французский художник.

Пьер Боннар

News image

Пьер Боннар (фр. Pierre Bonnard, 3 октября 1867 г., Фонтене-о-Роз — 23 января 1947 г., Ле-Канне) — знаменитый французский живописец и график

Анри Арпиньи

News image

Анри Жозеф Арпиньи (фр. Henri Joseph Harpignies; 28.06.1819 г

Художники Италии:

News image

Розальба Каррера (1675-1757)

Дочь кружевницы. Писала миниатюры на табакерках из слоновой кости, впоследствии перешла к портретной живописи па...

News image

Аннибале Карраччи (1560-1609)

Ученик своего двоюродного брата — художника Лодовико Карраччи, Аннибале изучал творчество Корреджо, Тинторетто, Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко ощущается в его ранних пр...

News image

Джованни Антонио Гварди (1698-1760)

Итальянский живописец, старший брат Франческо Гварди. Обучался у своего отца — Доменико Гварди, уроженца области Трентино, а затем в частной школе П. Штруделя в Вене, куда в 1690 переехала се...

Русская школа

Русская гравюра во второй половине XVII века

News image

Во второй половине XVII века в Москве за Сретенскими воротами строится слобода печатников. Сретенка и слобода печатников становятся продолжением ули...

Развитие гравюры в России

News image

Несколько столетий насчитывает история развития гравюры в России. Как самостоятельная область изобразительного искусства она заявила о себе в послед...

Русская портретная миниатюра

News image

Среди разнообразных экспонатов, которые можно видеть на выставках Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, не сразу привлекает вни...

Русская гравюра в середине XIX века

News image

Развитие русской гравюры в середине XIX века связано с именем К. К. Клодта (1807 - 1879), знаменитого гравера на дереве. Генерал-майор артиллерии Ко...

Авторизация